Решение:
11.1.
- Калинов представлен невежественным городом. Его жители не разбираются
в науке. Например, Дикой считает, что гроза даётся людям в наказание;
- купцы города являются жадными героями. Они готовы недоплачивать
людям ради собственного обогащения;
- кроме того, в городе царит ложь и лицемерие. Варвара считает допустимым
врать матери. Кабаниха добра для других, однако со своей семьёй ведёт себя
жестоко: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем...»
11.2.
- Лука успокаивает умирающую Анну. Он рассказывает ей, что после
смерти героиню ждёт долгожданный покой и отдых;
- герой поддерживает Настю и её рассказы о любви: «во что веришь, то и
есть». Эта поддержка помогает героине вновь ожить;
- Лука рассказывает Актёру о лечебнице для пьяниц, что на время духовно
воскрешает героя – он бросает пить, делает всё, чтобы попасть в лечебницу.
11.3.
- «Железная дорога» (показано тяжелое положение рабочих);
- «Размышления у парадного подъезда» (показана социальная
несправедливость, тяжелое положение крестьян);
- «Школьник» (проблема образованности граждан).
11.4. На примере «Недоросля» Д. И. Фонвизина:
- крестьяне в «Недоросле» являются крепостными. Они терпят жестокое
обращение со стороны своих хозяев, много работают, однако их работа не
вознаграждается;
- в произведении показана жизнь Еремеевны. Она много трудится, однако
страдает от отношения Простаковых, получает «по пяти рублей на год да по
пяти пощечин на день»;
- ещё один крепостной Простаковых – Тришка. Он является портным-
самоучкой, однако его ругают за неумение сшить кафтан, шитью которому
он ни у кого не учился: «Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет…»
Кроме того, Простакова называет Тришку мошенником и вором, что
показывает её несправедливое отношение к своим крестьянам.
11.5.
- эпизоды, в которых Изергиль рассказывает о себе. Они раскрывают жизнь
и характеристику героини, её образ мыслей;
- эпизод наказания Ларры. С помощью этого эпизода показывается
негативное влияние гордыни на человека;
- легенда о Данко, эпизод прохождения леса. Именно в этой истории
раскрывается одна из тем произведения – подвиг смелого человека, который
готов отдать жизнь для спасения других.
Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов
3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
Источник: NeoFamily