Решение:
11.1
Для ответа на вопрос необходимо рассмотреть и проанализировать 3 стихотворения поэта. Предлагаю взять:
- «Тучи» - лирический герой пытается разобраться в собственных переживаниях через обращение к явлениям природы, что отображается в ряде риторических вопросов. Так раскрывается тема связи человека и природы. При этом лирический герой находит разницу между собой и тучами: у явлений природы нет родины, а значит нет и изгнания;
- «И скучно, и грустно...» - лирический герой испытывает грусть и разочарование, что показано с помощью эпитетов, характеризующих жизнь: «Такая пустая и глупая шутка…»;
- «Выхожу один я на дорогу» - в стихотворении показан одинокий и разочарованный в жизни лирический герой, который находится в поиске покоя, гармонии с природой.
11.2.
- Обломов изначально не был таким человеком, который был нужен Ильинской, поэтому героиня пыталась изменить его;
- отличалась характером и сама Ольга. Она представлена противоположной Обломову энергичной личностью, которая постоянно стремится к новым открытыми;
- кроме того, в изначальном представлении Обломова идеальная семейная жизнь подобна его жизни в «Обломовке», что также не соответствует тому, какую жизнь видит для себя Ильинская.
11.3.
Можно обратиться к таким рассказам, как:
- «Господин из Сан-Франциско» (тема жизненных ценностей);
- «Чистый понедельник» (тема любви);
- «Лёгкое дыхание» (тема жизни и смерти).
11.4.
На примере «Бедных людей» Ф. М. Достоевского:
- образ «маленького человека» раскрывается с помощью Макара Девушкина. Герой сам называет себя таковым: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек...»
- Девушкин занимает невысокое положение, работает переписчиком документов:
«…я немного делаю тем, что переписываю; да все-таки я этим горжусь: я работаю, я пот проливаю...»
- кроме того, жизнь и дальнейшая судьба героя полны трагизма:
«Неужели ж вы так всю свою жизнь прожили, в одиночестве, в лишениях, без радости, без дружеского приветливого слова, у чужих людей углы нанимая? Ах, добрый друг, как мне жаль вас!»
11.5.
Можно взять такие эпизоды, как:
- гроза в конце первого действия. С помощью природного явления раскрывается страх Катерины, а также смысл названия произведения;
- разговора Бориса и Кудряша в третьем действии. С помощью эпизода можно передать отношение Бориса к любви;
- явление шестое и седьмое пятого действия. Эти эпизоды представляют интерес тем, что именно в них вкладывается надежда на преобразования города Калинов.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: NeoFamily