- Банк заданий
- Литература
- Задание 46093
Задание №46093 ЕГЭ по Литературе
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
11.1. Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве».
11.2. Можно ли назвать А. А. Фета поэтом-импрессионистом?
11.3. Как восприятие вишневого сада характеризует героев чеховского пьесы? («Вишневый сад» А. П. Чехова)
11.4. Сатирические страницы русской литературы (На примере произведения одного из писателей: Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. М. Зощенко)
11.5. Какие советы Вы дали бы актеру, исполняющему роль Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? (С опорой на текст произведения)
Решение:
11.1.
- предвещает грядущие события (поражение войска игоря);
- олицетворена, символизирует связь человека и природы (плачь Ярославны);
- передаёт патриотизм автора (лирические отступления).
11.2.
Необходимо сказать, что в лирике Фета присутствуют черты импрессионизма, в особенности внимание к отображению сиюминутных переживаний и явлений природы за счет разных приемов.
- «Шепот, робкое дыханье...» (глаголы в стихотворении отсутствуют для передачи быстрой смены состояний природы, кратких мгновений (Фета считают “певцом мгновенья”): “Отблеск янтаря,// И лобзания, и слезы,// И заря, заря!..”)
- «Заря прощается с землёю…» (описан краткий период дня – закат)
- «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (концентрация на чувстве любви, описании переживаний, связанных с восприятием музыки)
11.3
Во вступлении отметьте, как рождался у драматурга замысел пьесы: первоначально Чехов назвал пьесу «Вишнёвый сад», с ударением на первом слоге, то есть деловой, коммерческий проект, приносящий доход, а затем переделал в «Вишнёвый сад», то есть тот, который дохода не приносит. Это сад, «который хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию барской жизни», – рассказывал К. С. Станиславский в своих воспоминаниях. Таким образом, становится ясно, насколько важен был для автора образ цветущего сада, именно его он сделал своеобразным мерилом для своих героев.
Раневская и Гаев – бывшие хозяева вишневого сада, для них он символ детства и юности, надежд и мечтаний. Неслучайно Любовь Андреевна говорит о саде восторженно: во времена далекой юности она просыпалась вместе с ним в ожидании счастья, он всегда был чистым и белым, являлся воплощением красоты. Гаев тоже говорит о белизне сада, о том, как «длинная аллея блестит в лунной ночи». Он с гордостью замечает, что о саде упоминается в «Энциклопедическом словаре». Раневская и Гаев сильно привязаны к имению, оно связано с тем лучшим, что было в прошлом.
Однако они ничего не сделали, чтобы спасти сад. Все планы Гаева начинаются словами: «Хорошо бы, если бы...». Это человек, более всего любящий играть на бильярде и сосать леденцы. Он произносит речи, обращенные к шкафу, и ни на что не способен. Любовь Андреевна тоже живет в выдуманном мире и не приспособлена к жизни: в доме есть нечего, а она дает прохожему золотой. «Дачи и дачники – это так пошло», – скажет она.
На смену бывшим хозяевам сада пришел новый – Лопахин. Этот человек искренне привязан к Раневской и хочет помочь ей. Никакие поэтические воспоминания его с садом не связывают. Он помнит лишь, что его деда и отца здесь дальше кухни не пускали. Купив имение, он будет приглашать всех приходить смотреть, «как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!». Его «тонкая, нежная» натура при виде выгоды перерождается в хищного зверя, он начинает вести себя как самодур Островского и выгоняет бывших владельцев из дома. Он назначает управляющим Епиходова и уезжает, оставляя сад на произвол судьбы. Такой поступок Лопахина заставляет сомневаться в перспективах, связанных с деловыми людьми.
Аня, дочь Раневской, – воплощение будущего. Она не так привязана к саду, как мать, она готова отринуть его и смело заглянуть в будущее. Аня уверена: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого», и в этих словах слышится радость и уверенность в своих силах. Вместе с Петей Трофимовым, потерявшим калоши (символическая деталь), она готова идти светлым путем.
Образ сада является символическим. Самого сада на сцене нет, но отношение к нему у каждого из героев позволяет говорить о замысле Чехова, жизни России. Чехов на своей даче в Ялте постоянно ухаживал за садом, поэтому его вера в то, что вся Россия должна превратиться в такой цветущий сад имеет биографические черты.
11.4.
Ярким писателем-сатириком был Михаил Зощенко. Действительно, читать его произведения, особенно ранние рассказы, очень смешно. Персонажи все время попадают из одного комичного положения в другое, еще более забавное и смешное. Да и сам язык произведений, намеренно неграмотный, вызывает улыбку. Однако, когда заканчиваешь чтение, понимаешь, что грустно читать о маленьких, мелких людях, суетящихся в своем маленьком, мелком мире. Грустно, что нет в жизни этих людей чего-то настоящего, достойного. Грустно, что эти люди — столь жалкие и смешные. А потом понимаешь, что, наверное, Зощенко и стремился к тому, чтобы люди, прочитав его рассказы и посмеявшись над их героями, задумались и поняли, что надо жить как-то иначе, нельзя быть такими, как они.
Хотя, конечно, нельзя всех героев рассказов Зощенко стричь под одну гребенку — они разные: некоторых, по правде говоря, просто жалко, другие же вызывают отвращение.
Вот старушка из рассказа «На живца», которая ездит в трамвае и кладет рядом с собой пакет, для того чтобы кто-то, соблазнившись и решив, что этот пакет ничей, взял его.
«— И зачем ей это, братцы мои? «Или она хочет воровство искоренить?» —спрашивает один пассажир.
А другой отвечает:
— Да нет, ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали».
То есть человек получает удовольствие, видя низость другого человека. Смешно?
А вот герой рассказа «Жертва революции», обвиненный в краже графских часов. В тот момент, когда он вспоминает, что эти часы он убрал, чтобы они не потерялись, и спешит сообщить об этом хозяевам, происходит революция, и графа арестовывают. А Ефим Григорьевич в сутолоке случайно попадает под машину. Шесть лет спустя он с гордостью показывает зажившие на ноге царапины и говорит: «Я был задавлен революционным мотором». Что это: глупость или желание хоть как-то выделиться из общей массы?
Вот знаменитая «Аристократка», тянущая руку за четвертым пирожным в буфете театра. Рядом кавалер, в кармане у которого слишком мало денег, чтобы заплатить. Он с ужасом кричит: «Ложи взад!». Два маленьких человека, каждый из которых пытается играть взятую на себя роль: она — «дамы-аристократки», он — «галантного кавалера». Оба не справляются с ролью, и это нелепо и комично. Из-за неумения быть самим собой, из-за стремления казаться не тем, кто ты есть на самом деле, потеряли друг друга герои рассказа. А ведь была же симпатия! «И сразу как-то она мне ужасно понравилась», — искренне восклицает Григорий Иванович...
Герой рассказа «Любовь» Вася Чесноков, провожая домой любимую девушку, предлагает в доказательство своей «великой» любви лечь на рельсы и лежать до первого трамвая или удариться затылком о стенку, а можно еще прыгнуть в канал. Но когда настигнувший их на улице грабитель приказывает Васе снимать сапоги, предварительно уже сняв с него шубу, герой обиженно говорит: «А почему с нее-то ничего не снимаете, все с меня...» Как говорится, вот и вся любовь! Низость? Глупость? Подлость?
А вот еще герои — нервные люди из одноименного рассказа, ведущие на коммунальной кухне настоящий бой, кстати, с потерями в лице инвалида Гаврилова (ему проломили в драке голову). Из-за чего бой? Из-за ежика, которым чистят примус. Что это? Нервы, расшатанные гражданской войной, как объясняет рассказчик? Или же тот «туман», в котором грубо дерутся жильцы, застилает им глаза, и они не видят самих себя: своей душевной глухоты, взаимного неуважения, болезненной раздражительности?
«Туман» искривленных чувств, непонимания, недоразумений, невежества окутывает людей. Несчастный человек, не знающий, куда деть номерок, из рассказа «Баня», или Иван Кузьмич Мякишев из рассказа «Монтер», обидевшийся, что при фотографировании труппы театра, где он служит, его «пихнули куда-то сбоку — мол, технический персонал», — все они люди уязвленные, живущие мелкой жизнью, впустую расходующие свои силы. Но им хочется обрести человеческое достоинство. (Вспомните, как Мякишев продемонстрировал свою незаменимость, отключив свет!)
Более же всего в человеке Зощенко ненавидит самоуничижение, рабство, мещанство. В рассказе «Качество продукции» съехавший немец-жилец оставляет некоему Гусеву и «мадам Гусевой» «цельный ворох заграничного барахла» и «свитер почти не рваный». А среди прочего — какой-то загадочный розовый порошок. Мещанин Гусев едва ли не на колени падает перед этой «рваниной» и начинает хаять свое, русское, барахло. Знакомая картина: холуйское низкопоклонство перед заграничным. Впоследствии оказывается, что розовый порошок, которым Гусев припудривает лицо после бритья, — средство от блох. Что же наш герой? С Гусева — все как с гуся вода. Он «сильно жизнерадостный человек». Он влюблен в себя, критически оценить себя он не в состоянии. В конце рассказа порошок у него закончился, и, наверное, теперь его кусают блохи...
11.5.
Сатин – один из основных героев драмы М. Горького «На дне». Он карточный шулер, отбыл тюремный срок за дело, связанное с защитой чести сестры. Он, как и остальные постояльцы ночлежки, нищ и хочет изменить свое тяжелое положение. Не случайно К. С. Станиславский, чтобы вжиться в роль босяка, ходил на Хитров рынок наблюдать за людьми.
Сатин бывший телеграфист, поэтому в его речах очень много иностранных и переиначенных слов. С этим героем связан философский конфликт произведения. Он верит в человека. Он призывает не унижать его жалостью, а уважать его: «Человек – вот правда!», «Все – в человеке, все для человека!» Горький считал именно Сатина выражением авторской позиции.
Гуманизм Сатина не похож на теорию добрых дел Луки. Его речи звучат страстно, звучит ненависть к хозяевам жизни, выражен духовный подъем. Поэтому герою, который будет играть его роль, можно посоветовать, не впадая в излишнюю экзальтацию, произносить монологи искренне и вдохновенно: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век!»
С другой стороны, Сатин мыслитель. Будучи оппонентом Луки, он в то же время признает, что правда утешающего обмана нужна обитателям ночлежки: «Старик? Он – умница! Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»
В конце своего размышления можно вспомнить о том, как театр «Современник» в 1968 году поставил знаменитую пьесу. Роль Сатина в постановке Галины Волчек сыграл Евгений Евстигнеев, который смог передать искреннюю боль героя о человеке. Именно поэтому личность актера должна быть не одномерной и прямолинейной, а сложной и глубокой.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: NeoFamily
