Задание №67101 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. Н. Островский. «Гроза»,Лирика Ф. И. Тютчева,И. А. Гончаров. «Обломов»
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№67101
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Какой персонаж из «Грозы» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения).
11.2. Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева. (На примере не менее трех произведения).
11.3. Образ России в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
11.4. Духовная деградация личности. (На примере произведения одного из писателей: Д. И. Фонвизина, А. П. Чехова, А. И. Бунина).
11.5. Какие советы Вы бы дали актрисе, играющей Ольгу Ильинскую? (С опорой на текст произведения).

Решение: 

11.1.

Для анализа лучше взять образ Катерины. Через этот образ А. Н. Островский обнажает сущность «тёмного царства». Катерина - натура цельная, сильная. В драме неоднократно появляется образ птицы, помогающий понять главное в характере героини: образ птицы - символ воли. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна - для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.

11.2.

Раскрытие темы возможно на стихотворениях Ф. И. Тютчева: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») - находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» - символ стихии мироздания - становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней - именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны – и его величие, гармония в самой стихийности; Человек - песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром – и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.

11.3.

Поэма «Двенадцать» А. Блока посвящена эпохальному событию русской истории - революции 1917 года. Мы видим, что сами двенадцать «апостолов» революции ради идеи могут пойти на все, даже на убийство любимого человека. Появляется чувство страха перед будущим, обостряемое тем, что если даже возлюбленную не щадит Петька, то что говорить о других. Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути. судьба России всегда была непростой, а в период столь эпохальных событий и подавно. Но родина избрала свой путь, и Блоку как верному сыну своей страны предстоит следовать этим путём

11.4.

Тема духовного оскудения личности поднимается в произведениях в рассказах А. П. Чехова. Произведения русской классики проникнуты истинным гуманизмом: призывом, что человек может подняться не только со «дна жизни», но и со «дна» собственной души, правда, путь этот не всем доступен.
Протест против духовного оскудения, мещанства звучит в рассказах и пьесах Чехова («Крыжовник», «Человек в футляре»). Только, в отличие от героев Горького и Островского, и Николай Иванович Чимша-Гималайский из рассказа «Крыжовник», и Беликов из «Человека в футляре» сами, по доброй воле, лишили себя человеческого лица, сосредоточившись на придуманных ими самими жизненными целях. Чимша-Гималайский стал духовным ничтожеством, как только посадил вожделенный крыжовник. А Беликов жалок и страшен одновременно в своем стремлении отгородиться от мира, но при этом стараясь влиять на мир, подстраивая его под себя.

11.5.

Чтобы написать сочинение по этой теме, нужно хорошо знать все грани образа героини. Необходимо понимать, что Ольга Ильинская - это человек, находящийся в процессе постоянного самосовершенствования. Она умна, правильно воспитана. И при всей своей внутренней силе героиня способна глубоко чувствовать, нежная и ранимая. Она красива не только внешне, но и внутренне. Это цельная натура. Героине, которая будет играть роль Ольге Ильинской, нужно создать именно такой образ.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки  2 балла
Допущены четыре речевые ошибки  1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок  0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки  0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки  0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки  0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)