Задание №43780 ЕГЭ по Литературе

Тема : И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,Лирика А. А. Фета,Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина,М. А. Шолохов. «Судьба человека»
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№43780
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Какие качества Базарова располагают к нему людей? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
11.2. Как в поэзии А. А. Фета раскрывается тема любви к родной природе? (Не менее трёх стихотворений.)
11.3. В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?
11.4. Лирический герой поэзии В. С. Высоцкого. (Не менее трёх стихотворений.)
11.5. На какие детали следует обратить внимание, иллюстрируя «Историю одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина? (С опорой на текст произведения.)

Решение: 

11.1.

  • окружающих привлекали уверенность в себе и непоколебимость взглядов главного героя, благодаря этим качествам многие проявляли к Базарову искренний интерес. Так, Николай Петрович, несмотря на различное с Евгением мировоззрение, «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах»
  • отсутствие высокомерия, прямолинейность и трудолюбие располагали к Базарову представителей народа. Образ героя симпатизирует слугам, им нравится его простота. К примеру, за Базаровым следовали «как собачонки» крестьянские дети, а мужики не обижались на резкие высказывания героя. Он проявлял понимание к Фенечке и её сыну, часто помогал им в качестве доктора, несмотря на социальный статус героев
  • помимо этого, многие восхищались умом и талантом Базарова. Так, Аркадий видел в герое не просто друга, а наставника, пример для подражания. Кирсанов стремился походить на Евгения, перенять его жизненную философию: «ведь он чуть ли не молится на вас, полюбуйтесь»

11.2.

предлагаю рассмотреть три стихотворения поэта: 

  • «Учись у них - у дуба, у берёзы», природа в стихотворении наделена человеческими качествами, она становится для лирического героя примером для подражания. В произведении раскрывается связь людей с окружающим миром: «Они стоят, молчат; молчи и ты!»
  • «Ещё майская ночь», лирический герой искренне восхищается природой, она становится для него источником вдохновения. С помощью эпитетов и риторических восклицаний раскрывается любовь поэтического персонажа к родному краю: «Нет, никогда нежней и бестелесней // Твой лик, о ночь, не мог меня томить!»
  • «Одним толчком согнать ладью живую...», через рассуждение о поэтическом предназначении раскрывается величественность природы. Лирический герой стремится передать в творчестве красоту и уникальность окружающего мира, для него это превосходит людские проблемы и переживания: «Одной волной подняться в жизнь иную, // Учуять ветр с цветущих берегов»

11.3.

  • .

11.4.

  • .

11.5.

  • .

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)