Задание №45731 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»,Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина,Лирика А. А. Блока,Творчество М. А. Булгакова
Раздел: Из литературы первой половины XIX в.
11 линия
№45731
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Кто главный герой романа А.С. Пушкин «Капитанская дочка»?
11.2. Как менялся образ Прекрасной Дамы в ранней и поздней лирике А. А. Блока (на основе не менее трех стихотворений).
11.3. Аллегория как идейная основа произведений Салтыкова-Щедрина.
11.4. Образ крестьянки в русской литературе (на примере произведений А. С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева).
11.5. Какие эпизоды из произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» будут наиболее интересны художнику и почему?

Решение:

11.1.

«Главными» можно назвать несколько героев:

  • Пугачев. Царская цензура не позволяла назвать произведение «Пугачев», но раскрытию его личности и уделено важное место в произведении.
  • Гринев. Он выступает в роли рассказчика в произведении, именно вокруг его путешествия строится сюжет.
  • название «Капитанская дочка» отсылает нас не столько к Маше Мироновой, сколько к ее отцу, который был образцом дворянина, посвятившего свою жизнь служению родине. Он тоже может считаться «главным» героем произведения.

11.2.

«Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «В ресторане». Блок меняет своё отношение к Прекрасной Даме в негативную сторону (присутствует разочарование).

  • «Вхожу я в тёмные храмы…». - здесь представлен религиозный образ женщины, он буквально возносится, как некая святыня.
  • «Незнакомка» - появляется внешний облик женщины, Дама становится более приземленной.
  • «В ресторане» - возлюбленная уже далеко не светлое, а пошлое и низкое создание. Благодаря анализу этих стихотворений можно проследить, как меняется образ избранницы.

11.3.

Аллегория – иносказательный образ. В сказках Салтыкова-Щедрина с ее помощью высмеиваются человеческие пороки.

  • «Премудрый пискарь» – обывательское отношение к жизни, отсутствие цели приводят к бессмысленному существованию.
  • «Дикий помещик» - высокомерие помещика, презрение к крестьянам, упрямство и глупость довели его до состояния животного. Показана неблагодарность и беспомощность дворян.
  • «Орел-меценат» - образование ведет человека вперед, человек, не способный развиваться, теряет свое положение, поэтому кажется естественным желание Орла запретить науки, в которых он не силен.

11.4.

Образ женщины-крестьянки представлен в произведении «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Матрена Тимофеевна Корчагина:

  • сильная духом женщина (добилась справедливости, вернула мужа домой).
  • женщина, претерпевшая много горя (смерть ребенка, побои).
  • духовная (поет песни, восхищается природой).

11.5.

Для анализа можно взять следующие эпизоды:

  • первая встреча мастера и Маргариты. Желтые цветы в руке Маргариты. Важно передать не только описание цветов, но и их символический смысл.
  • бал сатаны. Этот эпизод символизирует испытание, которое прошла Маргарита ради любви. Бал должен быть мрачным, вызывать неприятные эмоции у зрителя.
  • лунная дорожка и идущие по ней Понтий Пилат и Иешуа, т.к. как этот важный символ – путь из одного мира в другой, дорога, связующая времена.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily