Задание №43734 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. С. Грибоедов. «Горе от ума»,Рассказы И. А. Бунина,А. А. Блок. «Двенадцать»,М. А. Шолохов. «Тихий Дон»
Раздел: Из литературы первой половины XIX в.
11 линия
№43734
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Двойники Чацкого в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
11.2. Символическое значение цвета в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
11.3. Каков смысл названия рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»?
11.4. Образ «лишнего человека» в русской литературе (на примере произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова»
11.5. На какие эпизоды в романе М. Шолохова «Тихий Дон» стоит обратить внимание режиссеру, который планирует создать короткометражный фильм по приведенному произведению?
 (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.)

Решение: 

11.1.

  • Горич. Старый товарищ Чацкого, их объединяет прошлое. Ранее взгляды героев на жизнь были похожи, но после женитьбы Горич разошелся во взглядах с Чацким. Он попал под влияние Фамусовского общества.
  • Репетилов. Пародийный двойник Чацкого, который лишь повторяет за другими (говорящая фамилия), но ничего из себя не представляет. Считается сторонником новых теорий, участником тайных лож.

11.2.

  • черный цвет – признак тёмного прошлого
  • красный цвет – кровь, революция, переворот
  • белый цвет – светлое будущее, очищение 

11.3.

«Чистый понедельник» – многозначный символ:

  • в этот день происходит кульминация событий произведения
  • религиозный праздник, открывающий семинедельный Великий пост
  • начало новой жизни главной героини

11.4.

Лишний человек – дворянин, добровольно покинувший дворянскую среду т.к. не нашел в 
ней своего места.

  • Евгений Онегин – А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • Григорий Печорин – М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Илья Ильич Обломов – Гончаров «Обломов»
    Важно: раскрыть характер героя и причину его «неудовольства» обществом.

11.5.

Короткометражное кино подразумевает рассказ об одном событии, явлении. В его основе одна проблема, один конфликт. Важно выбрать только одну линию повествования. Подойдут

  • Сенокос, рыбалка (картина казачьей жизни)
  • Военные действия (жестокость войны)
  • Ссора отца и сына Мелеховых и их примирение (мысль семейная)
  • Встреча Григория и Аксиньи (любовная линия)

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily