Задание №46240 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»,И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина,Рассказы А. П. Чехова,М. Горький. «На дне»
Раздел: Из литературы первой половины XIX в.
11 линия
№46240
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою. (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
11.2. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне»)
11.3. Как в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» раскрывается страдание лирической героини?
11.4. Как в отечественной литературе изображается добровольное рабство (по произведениям Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова)?
11.5. Дайте рекомендации актёру, исполняющему роль Петра Гринёва в экранизации романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Решение:

11.1.

  • изначально персонаж приверженец нигилизма, но в дальнейшем любовь и смерть заставляют его пересмотреть свои взгляды.
  • Базаров деятельный, что нравится автору, но бездуховный, что автор осуждает.
  • в конфликте разночинцев (Базаров) и аристократов (Павел Петрович) побеждают аристократы, а в конфликте между демократами (Базаров) и либералами (Павел Петрович) побеждают демократы.

11.2.

В пьесе «На дне» Горький показывает:

  • сострадание способно облегчить жизнь человеку (Анне).
  • сострадание ведет к обману и ложным надеждам (Актер).
  • сострадание унижает человека (монолог Сатина).

11.3.

Лирическая героиня сталкивается с арестом сына. Она хочет помочь, готова отдать собственную жизнь, но бессильна.

  • горе лирической героини объединяет ее со всем народом. Многие во всех уголках страны страдают по близким также, как она.
  • горе лирической героини связывает ее с историей, со стрелецкими женами, которые также страдали.
  • горе лирической героини знакомо даже деве Марии, потому что она тоже мать, страдающая за сына.

11.4.

В произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • добровольное рабство жителей села Вахлацкого.
  • Ипат, слуга Утятина, продолжает служить после отмены крепостного права.
  • притча про холопа примерного Якова верного.

11.5.

Обратить внимание на:

  • важная черта Гринёва - честь. Актёр должен передать его стремление всегда поступать по совести.
  • развитие героя в произведении. Гринев покидает дом мальчишкой, а возвращается мужчиной.
  • внутренний конфликт героя. Ему приходится делать выбор между долгом офицера (выполнять приказ и защищать Оренбург) и долгом дворянина (спасти беззащитную Машу от Швабрина).

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов

Источник: NeoFamily