Решение:
11.1.
- Софья обижена на Чацкого из-за его длительного отсутствия, поэтому героиня признается, что поступила, хоть и легкомысленно, но справедливо;
- из-за влияния французских книг (идеал - робкий, тихий, задумчивый молодой человек, который «в бедности рожден». По мнению Чацкого, она приписала Молчалину те черты, которых у него нет: «Быть может качеств ваших тьму, //Любуясь им, вы придали ему»;
- она является частью фамусовского общества, поэтому для нее важно, как избранник к нему относится: «Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел». В том, что героине близки идеалы «века минувшего» Чацкий убеждается в финале, когда узнает, что София распустила слух о сумасшествии.
11.2.
В произведении «Кому на Руси жить хорошо» 4 притчи – «Бабья притча», «Про холопа примерного Якова верного», «О двух великих грешниках» и «Крестьянский грех». В каждой поднимается важная для автора тема и раскрывается авторское отношение к различным
проблемам.
- Бабья притча – судьба женщины в обществе. Женщины несчастны.
- Про холопа примерного Якова верного – крестьяне, посвятившие жизнь служению своим господам. Дворяне не оценят жертву крестьян и не проявят благодарность.
- О двух великих грешниках – жестокость дворян. Дворянин хуже разбойника.
- Крестьянский грех – причина закрепощения крестьян. Крестьяне сами виноваты в своем положении. Они не смогли сплотиться и заботиться об интересах друг друга.
11.3.
- Подойдут стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Сероглазый король», «Кое-как удалось разлучиться».
Лирическая героиня Ахматовой в любовной лирике заставляет страдать своих возлюбленных, отчего страдает сама. В «Сжала руки под тёмной вуалью…» она сама бледна оттого, что «…терпкой печалью // Напоила его допьяна». В произведении «Сероглазый король» лирическая героиня испытывает безысходную боль от смерти возлюбленного, но любит она не своего мужа. В «Кое-как удалось разлучиться» лирическая героиня называет возлюбленного врагом.
11.4.
- В повести «Сотников» В. Быкова показана жестокость войны. Это тяжелый период в жизни людей, когда перед человеком каждый день встает нравственный выбор. Сотников проявляет мужество, когда берет на себя вину за нападение на полицейского, а Рыбак
проявляет малодушие, выдав местоположение партизанского отряда.
11.5.
- обратить внимание на ремарки, показать с помощью жестов и мимики мечтательность и духовность Катерины (рассказ о девичестве)
- обратить внимание на оторванность Катерины от реальности (монолог «почему люди не летают как птицы»)
- показать, что Катерина не может жить без любви
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: NeoFamily