Задание №43725 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. Н. Островский. «Гроза»,И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»,Лирика А. А. Ахматовой
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№43725
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Каким И. С. Тургенев видит пути решения вечной проблемы «отцов и детей»? По произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети».
11.2. Значение притчи в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
11.3. Образ лирической героини в любовной лирике Ахматовой (на примере не менее трёх произведений).
11.4. Великая Отечественная война в литературе (На примере произведения одного из писателей: В. П. Астафьев, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков)
11.5. Какие рекомендации Вы бы дали актрисе, исполняющей роль Катерины в театральной постановке по драме А. Н. Островского «Гроза»? (С опорой на текст произведения.)

Решение: 

11.1.

  • Аркадий – представитель младшего поколения, нового мира, но он уважает своего отца, сочувствует дяде. Николай Петрович – представитель старшего поколения, но он живо интересуется новыми взглядами своего сына и Базарова, ходит «учиться», пытается понять молодёжь. В финале они женятся в один день. Вывод: путь к решению конфликта – не отвергать, а попытаться понять и принять другого.

11.2.

В произведении «Кому на Руси жить хорошо» 4 притчи – «Бабья притча», «Про холопа примерного Якова верного», «О двух великих грешниках» и «Крестьянский грех». В каждой поднимается важная для автора тема и раскрывается авторское отношение к различным 
проблемам.

  • Бабья притча – судьба женщины в обществе. Женщины несчастны.
  • Про холопа примерного Якова верного – крестьяне, посвятившие жизнь служению своим господам. Дворяне не оценят жертву крестьян и не проявят благодарность.
  • О двух великих грешниках – жестокость дворян. Дворянин хуже разбойника.
  • Крестьянский грех – причина закрепощения крестьян. Крестьяне сами виноваты в своем положении. Они не смогли сплотиться и заботиться об интересах друг друга. 

11.3.

  • Подойдут стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Сероглазый король», «Кое-как удалось разлучиться».
    Лирическая героиня Ахматовой в любовной лирике заставляет страдать своих возлюбленных, отчего страдает сама. В «Сжала руки под тёмной вуалью…» она сама бледна оттого, что  «…терпкой печалью // Напоила его допьяна». В произведении «Сероглазый король» лирическая героиня испытывает безысходную боль от смерти возлюбленного, но любит она не своего мужа. В «Кое-как удалось разлучиться» лирическая героиня называет возлюбленного врагом.

11.4.

  • В повести «Сотников» В. Быкова показана жестокость войны. Это тяжелый период в жизни людей, когда перед  человеком каждый день встает нравственный выбор. Сотников проявляет мужество, когда берет на себя вину за нападение на полицейского, а Рыбак 
    проявляет малодушие, выдав местоположение партизанского отряда.

11.5.

  • обратить внимание на ремарки, показать с помощью жестов и мимики мечтательность и духовность Катерины (рассказ о девичестве)
  • обратить внимание на оторванность Катерины от реальности (монолог «почему люди не летают как птицы»)
  • показать, что Катерина не может жить без любви

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily