Задание №66401 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. Н. Островский. «Гроза»,М. Горький. «На дне»,А. А. Блок. «Двенадцать»
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№66401
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Выберите только одну из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5). Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

11.1. Какова роль женских образов в произведении А. Н. Островского «Гроза»?
11.2. В чём неоднозначность образа Луки в пьесе М. Горького «На дне»?
11.3. Связь природы и человека в лирике С. А. Есенина.
11.4. Образы помещиков на страницах русской литературы. (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев.)
11.5. На какие детали следует обратить внимание, иллюстрируя поэму А. А. Блока «Двенадцать»?

Решение:

11.1.

  • образ Кабановы играет важную роль для раскрытия нравов жителей Калинова. Героиня является деспотичной, считает, что младшее поколение во всём должно слушаться старшее поколение. Она держит в страхе свою семью, потому что для неё важно, что о них будут думать другие люди.
  • образ Катерины противопоставлен образу Кабанихи. Героиня является доброй, свободолюбивой личностью. Катерине сложно находиться в семье Кабановых, так как она не понимает несправедливого отношения. С помощью образа героини раскрывается проблема патриархального строя;
  • образ Варвары показывает, каким может быть человек, который находит в себе силы вырваться из устаревших устоев. Героиня борется за личную свободу, прибегая для этого ко лжи. Она скрывает от матери настоящую себя, благодаря чему в дальнейшем вместе со своим возлюбленным сбегает из Калинова, чтобы жить в свободе. 

11.2.

  • С одной стороны, Лука является символом человеколюбия. Для него все люди равны, он относится ко всем с добротой: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то».
  • кроме того, герой помогает другим: «Так… Эхе-хе… господа люди! И что с вами будет?.. Ну-ка хоть я помету здесь. Где у вас метла?»;
  • однако, с другой стороны, Лука часто прибегает ко лжи: «Тебе, дед, изволь, — уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего — мало, брат, приятного на свете!» Эта ложь не всегда оказывает положительное влияние и иногда оказывается губительной для других героев. 

11.3.

Берем 3 стихотворения и анализируем каждое в контексте заданной темы. К примеру:

  • «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» (лирический герой, обращаясь к Шаганэ, вспоминает природу родного края и рассказывает, какие чувства она у него вызывает);
  • «Отговорила роща золотая…» (автор состояние природы с жизнью человека)
  • «Клён ты мой опавший» (здесь лирический герой сравнивает свою жизнь с жизнью клёна).

11.4.

На примере поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»:

  • помещик Манилов представлен бездельником, который строит множество планов, однако никогда их не исполняет. Его поместьем особо никто не занимается, крестьяне его ленивы, как и он сам;
  • Коробочка показана хорошей и бережливой, но глуповатой хозяйкой. При встрече с Чичиковым героиня торгуется, всё время боясь «не продешевить»;
  • Плюшкин является скупым и богатым героем. Он не выбрасывает ничего, из-за чего многие предметы зря портятся. Внешне герой не похож на помещика, носит старые вещи.

11.5.

  • в первую очередь следует обратить внимание на плакат «Вся власть Учредительному Собранию»;
  • кроме того, важно показать «белый снег», олицетворяющий новую жизнь, очищение;
  • также можно обратить внимание на пса, с которым сравнивается «буржуй».

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне  – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно  – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена  – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily