Задание №31840 ЕГЭ по Литературе

Тема : И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,Л. Н. Толстой. «Война и мир»,М. Горький. «На дне»,Лирика А. А. Ахматовой
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№31840
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Смысл названия романа «Война и мир» Л. Н. Толстого.
11.2. Женские образы драмы М. Горького «На дне».
11.3. Трагедия любви в поэзии А. А. Ахматовой.
11.4. Рефлексирующий герой на страницах отечественной литературы. (На примере произведения одного из писателей: М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.)
11.5. Какие рекомендации вы бы дали художнику по костюмам, создающему одежду для экранизации романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

Решение:

11.1.

Название произведение основано на антитезе.

  • название романа имеет прямое значение. «война» представлена в картинах сражений, описании военных действий; «мир» в изображении быта людей, семейных и любовных взаимоотношений.
  • в то же время название носит символический характер. «Война» отображает человеческие пороки: жестокость, стремление к власти, тщеславие и лицемерие, в то время как «мир» символизирует альтруизм, честность и патриотизм.
  • в произведении также есть деление на «людей войны» (постольцы салона Шерер, Курагины, Друбецкие, Наполеон) и «людей мира» (семья Болконских и Ростовых, Безухов, Кутузов). К первым относятся эгоистичные, нежелающие развиваться персонажи, для которых материальные ценности важнее духовных. Ко вторым же Толстой относит героев с развитым внутренним миром, способных на любовь и сострадание, близких к народу.

11.2.

Каждая из героинь отражает судьбу «бывших людей» с разных сторон: 

  • Анна, жена Клеща, больная туберкулёзом. Через её образ раскрывается не только судьба людей, неспособных влиять на окружающую обстановку, но и жестокость других обитателей ночлежки: на слова жены о том, что ей «душно», Клещ отказывается открыть дверь, говоря, что «и без того простужен». Героиня всю жизнь терпит унижения и «мучается».
  • Настя - героиня, образ которой отражает нежелание низших слоёв общества менять своё положение. Она не стремиться покинуть ночлежку, а вместо этого проводит время за чтением любовных романов, выдумывая отношения, которых не существует. Героиня не может до конца смириться с реальностью и принять своё положение, а потому страдает пьянством.
  • Василиса, жена владельца ночлежки - единственная героиня, которая стремиться изменить жизнь к лучшему. Несмотря на это, она безнравственна, жестока, не способна на сострадание к окружающим. Героиня находится замужем по расчёту, а роман с Пеплом заводит не из-за любви, а из-за желания сбежать из ночлежки. Она избивает и мучает сестру, а Ваську сдаёт полиции, желая отомстить.

11.3.

Берём три стихотворения Ахматовой и анализируем каждое из них. Предлагаю рассмотреть: 

  • «Сжала руки под тёмной вуалью»
  • «Песня последней встречи»
  • «Я не любви твоей прошу»

11.4.

Предлагаю рассмотреть Пьера Безухова из романа-эпопеи «Война и мир». На какие «этапы» становления героя стоит обратить внимание:

  • разочарование персонажа в любви и светском обществе после женитьбы на Элен Курагиной; его приход в масонство и последующее разочарование в ордене.
  • одобрение идей Наполеона в начале произведения, но последующее осознание жестокости и бессмысленности войны, нахождение в плену.
  • встреча персонажа с Платоном Каратаевым, осознание того, что «счастье в нем самом». Духовный рост героя и обретение семейного счастья с Наташей Ростовой в эпилоге произведения. 

11.5.

  • важно показать контраст образов Евгения и Павла Петровича: в то время, как костюм первого старый и невзрачный («староватый фрак»; «старая круглая шляпа»), Кирсанов одевается «изящно» («утренний, в английском вкусе, костюм»)
  • также следует передать происхождение героев, их социальное положение. Кирсановы и Одинцовы - дворяне, Базаров же - разночинец. Не менее важно обратить внимание на костюмы крестьян.
  • важно подчеркнуть детали портрета героев: «лаковые сапожки» и «тугие воротнички рубашки» Павла Петровича; «грязные перчатки» и «райская птица» в волосах Кукшиной.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily