Решение:
11.1.
- портрет Базарова указывает на мировоззрение, взгляды героя. Персонаж - разночинец, убежденный в отрицании традиционных ценностей. Так, герой не следует моде, его одежда практична («длинный балахон с кистями»). Такая деталь портрета Евгения как «красные руки» указывает на трудолюбие персонажа.
- на контрасте изображён портрет Павла Петровича. Он принадлежит к либеральному дворянству, следует моде («легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны»), заботится о своей внешности (ногти героя «хоть на выставку посылай», от него пахнет «благородными» духами, подбородок «аккуратно выбрит»). Кирсанов выглядит ухоженно и аккуратно, при помощи портретных характеристик помещика выражена антитеза с образом Базарова.
- образы двойников Базарова комичны, за счёт их портретных характеристик создаётся контраст между настоящим желанием изменить мир Базарова и попыткой следовать моде Кукшиной и Ситникова. С помощью портрета Виктора показано, что герою близки взгляды славянофилов, хотя он хочет казаться прогрессивным (носит «славянофильскую» венгерку). Образ Кукшиной указывает на неестественность, нелепость героини (она «растрепанная», носит «не совсем опрятное» платье вместе с крупными украшениями и круживной косынкой)
11.2.
Каждый из героев Горького - неоднозначен, поэтому полностью никого из них нельзя назвать антагонистом. Признаки отрицательного персонажа можно рассмотреть у героев:
- Сатин. Персонаж жесток по отношению к «слабому душой» Актеру. Когда герой узнает о смерти приятеля, то говорит, что он испортил песню. Его слова из монолога не подтверждаются конкретными действиями (например, он рассуждает о важности «правды», являясь карточным шулером)
- Костылевы. Оба супруга - жестокие и безнравственные люди. Не смотря на это, если Михаил Костылёв не имеет положительных черт, то его жена Василиса является не только тираншей для других, но и жертвой деспотизма собственного мужа. На жестокие поступки героиня идёт ради того, чтобы освободиться от мужа (избивает сестру, потому что ревнует к Ваське, с которым хотела сбежать; пытается подговорить Пепла на убийство Костылёва)
- Клещ. Герой жесток по отношению к своей умирающей жене, он бьёт Анну, заставляет её голодать и не проявляет к ней сострадания. После смерти супруги герой так же не выражает сочувствия к героине, он переживает только из-за инструментов, которые пришлось продать ради оплаты похорон.
11.3.
Берём три стихотворения, анализируем каждое из них в контексте темы. Предлагаю взять:
- «Мы теперь уходим понемногу...» - тема жизни и смерти
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» - тема любви (пересекающаяся с темой родины)
- «Гой ты, Русь, моя родная...» - тема любви к родине.
11.4.
Рассмотрим на примере «Тихого Дона»:
- в романе-эпопее раскрывается судьба поколения, живущего в военное время. На примере Григория Мелехова отображается внутренний конфликт молодых людей, который вызван тем, что ему важно понимать цели воюющих сторон, суть «правды», которую они предлагают (персонаж на протяжении произведения мечется между красными и белыми, но не находит «правду» ни у одной из сторон.
- в произведении показаны исторические события. В романе-эпопее изображены Первая мировая и Гражданская войны, Верхнедонское восстание.
- помимо этого, в произведении представлены исторические личности: Николай II, генерал Корнилов, Подтелков.
11.5.
Берём три наиболее ярких / значимых эпизода романа, рассматриваем каждый из них. К примеру, можно привести:
- казнь Иешуа
- полёт Маргариты
- бал Сатаны
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов
3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)