Решение:
11.1.
Название связано с образом Маши Мироновой, так как она:
- играет важную роль в сюжете (спасает Гринева), с помощью неё раскрываются образы персонажей (Гринева, Швабрина, Пугачева);
- совмещает в себе дворянское и народное (идеал по автору);
- она не принимает участие в бунте, к которому автор относится с осуждением.
11.2.
Каждый из героев Горького - неоднозначен, поэтому полностью никого из них нельзя назвать антагонистом. Признаки отрицательного персонажа можно рассмотреть у героев:
- Сатин. Персонаж жесток по отношению к «слабому душой» Актеру. Когда герой узнает о смерти приятеля, то говорит, что он испортил песню. Его слова из монолога не подтверждаются конкретными действиями (например, он рассуждает о важности «правды», являясь карточным шулером)
- Костылевы. Оба супруга - жестокие и безнравственные люди. Не смотря на это, если Михаил Костылёв не имеет положительных черт, то его жена Василиса является не только тираншей для других, но и жертвой деспотизма собственного мужа. На жестокие поступки героиня идёт ради того, чтобы освободиться от мужа (избивает сестру, потому что ревнует к Ваське, с которым хотела сбежать; пытается подговорить Пепла на убийство Костылёва)
- Клещ. Герой жесток по отношению к своей умирающей жене, он бьёт Анну, заставляет её голодать и не проявляет к ней сострадания. После смерти супруги герой так же не выражает сочувствия к героине, он переживает только из-за инструментов, которые пришлось продать ради оплаты похорон.
11.3.
Берём три стихотворения, анализируем каждое из них в контексте темы. Предлагаю взять:
- «Мы теперь уходим понемногу...» - тема жизни и смерти
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» - тема любви (пересекающаяся с темой родины)
- «Гой ты, Русь, моя родная...» - тема любви к родине.
11.4.
Рассмотрим на примере «Тихого Дона»:
- в романе-эпопее раскрывается судьба поколения, живущего в военное время. На примере Григория Мелехова отображается внутренний конфликт молодых людей, который вызван тем, что ему важно понимать цели воюющих сторон, суть «правды», которую они предлагают (персонаж на протяжении произведения мечется между красными и белыми, но не находит «правду» ни у одной из сторон.
- в произведении показаны исторические события. В романе-эпопее изображены Первая мировая и Гражданская войны, Верхнедонское восстание.
- помимо этого, в произведении представлены исторические личности: Николай II, генерал Корнилов, Подтелков.
11.5.
Берём три наиболее ярких / значимых эпизода романа, рассматриваем каждый из них. К примеру, можно привести:
- казнь Иешуа
- полёт Маргариты
- бал Сатаны
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)