Задание №65970 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. Н. Островский. «Гроза»,Лирика Н. А. Некрасова
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№65970
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Выберите только одну из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5). Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

11.1. Образ города Калинов в драме А. Н. Островского «Гроза».
11.2. Советский критик С. А. Андрианов писал о Луке: «Вооруженный этою мудростью, Лука… умеет вызвать надежду в отчаявшемся сердце, воскресить жажду нравственной жизни в человеке…» Опираясь на текст произведения, докажите это высказывание.
11.3. Гражданская лирика Н. А. Некрасова.
11.4. Жизнь крестьян на страницах русской литературы. (На примере произведения одного из писателей: Д. И. Фонвизин, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. А. Шолохов.)
11.5. Какие эпизоды рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», с Вашей точки зрения, представляют особый интерес для режиссёра-постановщика и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.)

Решение:

11.1.

  • Калинов представлен невежественным городом. Его жители не разбираются в науке. Например, Дикой считает, что гроза даётся людям в наказание; 
  • купцы города являются жадными героями. Они готовы недоплачивать людям ради собственного обогащения; 
  • кроме того, в городе царит ложь и лицемерие. Варвара считает допустимым врать матери. Кабаниха добра для других, однако со своей семьёй ведёт себя жестоко: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем...»

11.2.

  • Лука успокаивает умирающую Анну. Он рассказывает ей, что после смерти героиню ждёт долгожданный покой и отдых;
  • герой поддерживает Настю и её рассказы о любви: «во что веришь, то и есть». Эта поддержка помогает героине вновь ожить;
  • Лука рассказывает Актёру о лечебнице для пьяниц, что на время духовно воскрешает героя – он бросает пить, делает всё, чтобы попасть в лечебницу. 

11.3.

  • «Железная дорога» (показано тяжелое положение рабочих);
  • «Размышления у парадного подъезда» (показана социальная несправедливость, тяжелое положение крестьян);
  • «Школьник» (проблема образованности граждан).

11.4.

На примере «Недоросля» Д. И. Фонвизина:

  • крестьяне в «Недоросле» являются крепостными. Они терпят жестокое обращение со стороны своих хозяев, много работают, однако их работа не вознаграждается;
  • в произведении показана жизнь Еремеевны. Она много трудится, однако страдает от отношения Простаковых, получает «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»;
  • ещё один крепостной Простаковых – Тришка. Он является портнымсамоучкой, однако его ругают за неумение сшить кафтан, шитью которому он ни у кого не учился: «Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет…» Кроме того, Простакова называет Тришку мошенником и вором, что показывает её несправедливое отношение к своим крестьянам. 

11.5.

  • эпизоды, в которых Изергиль рассказывает о себе. Они раскрывают жизнь и характеристику героини, её образ мыслей;
  • эпизод наказания Ларры. С помощью этого эпизода показывается негативное влияние гордыни на человека;
  • легенда о Данко, эпизод прохождения леса. Именно в этой истории раскрывается одна из тем произведения – подвиг смелого человека, который готов отдать жизнь для спасения других.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне  – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно  – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена  – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily