Задание №38986 ЕГЭ по Литературе

Тема : И. А. Гончаров. «Обломов»
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№38986
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
11.2. «Маленький человек» в «Маленькой трилогии» А. П. Чехова.
11.3. Роль гиперболы в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее трёх стихотворений)
11.4. «Мысль семейная» в русской литературе. (На примере произведения одного из писателей: Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова, Б. Л. Пастернака, А. С. Пушкина)
11.5. Какие рекомендации Вы бы дали актрисе, исполняющей роль Кабанихи в театральной постановке по драме А. Н. Островского «Гроза»? (С опорой на текст произведения)

Решение:

11.1.

  • Оболт-Оболдуев: типичный представитель дворянства, жестокий и трусливый помещик, который не смог приспособиться к новой жизни.
  • князь Утятин (Последыш): самодур, не верит в отмену крепостного права.
  • другие помещики, угнетающие крестьян: пан Глуховский, Шалашников, Поливанов.

11.2.

«Маленький человек» у Чехова становится таким не из-за угнетения обществом, а из-за собственных качеств и идей, автор показывает обмельчание души.

  • «Человек в футляре»: сознательный отказ от свободы, отгороженность от мира.
  • «Крыжовник»: мелкая, материальная цель в жизни, проблема истинного счастья.
  • «О любви»: нехватка смелости и уверенности, чтобы изменить свою жизнь и обрести счастье.

11.3.

Берем 3 стихотворения, где использована гипербола, и анализируем их тематику. Можно взять:

  • «Прозаседавшиеся»: гипербола как сатирический приём, помогает обличить бюрократизм.
  • «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»: формулируется задача поэзии, гипербола использована для создания образов солнца и лирического героя-поэта, они сопоставлены.
  • «Надоело»: поэт против толпы, сатира на общество.

11.4.

Можно взять «Войну и мир» Л. Н. Толстого и раскрыть тему на примере разных семей.

  • Ростовы: идеал семьи, где царят любовь, поддержка, гармония. Истинные патриоты.
  • Болконские: члены семьи хорошие люди, они тоже любят друг друга, но порядки более строгие.
  • Курагины: пример плохой семьи, где нет любви и достойного воспитания, каждый член семьи эгоистичен, равнодушен, в том числе и к судьбе страны.

11.5.

  • обратить внимание на ремарки, показать с помощью жестов и мимики жестокость и злобу Кабановой (диалоги с Тихоном и Катериной).
  • показать лицемерие, хитрость, притворство (диалоги с Феклушей).

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily