Решение:
11.1.
- образ Максима Максимыча напоминает Печорину о ситуации, которая произошла с Бэлой;
- герои различны в мировоззрении: Печорин - скептик, желающий подвергать сомнению любую информацию, в то время как Максим Максимыч более поверхностно смотрит на жизнь, верит в народные приметы и не размышляет о возвышенных вещах;
- Печорин не способен на дружбу в силу своего характера. Можно обратить внимание на эпизод второй встречи Максима Максимыча и Печорина, где последний обижает своего сослуживца равнодушием и чёрствостью по отношению к нему.
11.2.
Неоднозначность авторского отношения заключается в том, что Достоевский изображает Раскольникова противоречивым героем:
- С одной стороны, герой способен на сострадание и сочувствие. Одну из сторон теории Раскольникова можно назвать альтруистической. Герой хочет смертью одной бесполезной старухи спасти тысячи жизней. Раскольников думает, что с помощью денег сможет избавить сестру от брака с Лужиным. Последние деньги, 25 рублей, герой отдает на похороны Мармеладова. Автор жалеет героя, изображает его одним из представителей «униженных и оскорбленных».
- При этом существует и другая сторона его теории – «наполеоновская». Раскольников считает, что есть два типа людей – «твари дрожащие» и «право имеющие». Последние могут безнаказанно переступать через жизни людей. Такой взгляд на мир Достоевский осуждает, показывая нежизнеспособность теории героя, проводя его через внутренний конфликт.
- Автор даёт Раскольникову шанс на искупление. В начале повествования герой – атеист, способный на убийство. Во многом благодаря влиянию Сони Мармеладовой (эпизод чтения Евангелия, призыв признаться в преступлении) герою удается восстановить эту связь и почувствовать «жизнь».
11.3.
Рассмотрим на примере трёх стихотворений, предлагаю взять:
- «Низкий дом с голубыми ставнями...» - лирический герой связывает образ Руси с деревней: лирический герой обращается к составляющим его края – дому, полю, лугам и лесам – и признается в любви «родимой выти»
- «Гой ты, Русь, моя родная» - родина для лирического героя так же связана с образом деревни, так как он упоминает «хату», «низенькие околицы». При этом Русь в стихотворении предстаёт связанным с религией местом: «в ризах образа», «Как захожий богомолец // Я смотрю твои поля». Выражая любовь к родине, лирический герой говорит: «Не надо Рая // Дайте родину мою»
- «Русь Советская» - лирический герой беспокоится из-за изменений, которые происходят в стране, и чувствует, что его поэзия не нужна в новом мире: «Я никому здесь не знаком, // А те, что помнили, давно забыли». Поэтический персонаж выражает готовность принять перемены в судьбе родины, но при этом говорит о том, что в творчестве продолжит «воспевать… шестую часть земли с названьем кратким «Русь»
11.4.
Рассмотрим на примере Маши Мироновой, из произведения «Капитанская дочка»:
- Героиня - авторский идеал, она совмещает в себе дворянское и народное. Помимо этого, Миронова не принимает участие в бунте, к которому Пушкин относится с осуждением.
- С помощью Маши Мироновой раскрываются образы героев (Гринёв, Швабрин, Пугачев). На первого она оказывает сильное влияние, помогая персонажу эволюционировать.
- Героиня играет значимую роль в сюжете, спасая Гринёва. Миронова проявляет высокие нравственные качества: смелость и жертвенность, она идёт к императрице с просьбой о помиловании возлюбленного.
11.5.
Можно взять сцены, раскрывающие тему революции в произведении, например:
- Революционный пейзаж, представленный в начале произведения. Этот эпизод раскрывает представителей «старой» России: «невеселый» поп, писатель, говорящий: «погибла Россия», старушка, которая «убивается» из-за того, что лоскут ткани потратили на агитационный плакат. В изображении героев присутствуют сатирические мотивы. Символично их состояние: им скользко, зябко. Это подчеркивает неустойчивость положения представителей старого мира.
- Сцена убийства Катьки, раскрывающая образ Петьки. Герой – единственный из 12 способен на человеческие чувства. Он испытывает ревность и сожалеет об убийстве любимой. Однако и он выбирает идею – идет на зов революции.
- Финал произведения, отражающий авторское отношение к революции: с одной стороны, герои стреляют в незнакомую фигуру, оказавшуюся Исусом, это указывает на антигуманность событий, связанных с революцией с другой же - появление Христа, который ведет отряд красногвардейцев, означает, что революция, несмотря на жестокость ее событий, необходима и приведет к изменениям к лучшему.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)