Задание №64550 ЕГЭ по Литературе

Тема : Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»,Рассказы А. П. Чехова,А. А. Блок. «Двенадцать»,Лирика С. А. Есенина
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№64550
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Каким предстаёт «футлярный» человек в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»?
11.2. В чём неоднозначность авторского отношения к Раскольникову? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
11.3. «Русь уходящая» в поэзии С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений) 
11.4. Яркие женские образы в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова) 
11.5. Какие фрагменты поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Вы предложили бы для создания иллюстраций к ним? (С опорой на текст произведения)

Решение:

11.1.

  • Футлярность отображается в портрете героя, в описании его вещей и интерьера. Каждый предмет подчёркивает страх и желание персонажа ограничить себя в «рамки»: зонтик, очки и перочинный ножик Беликов носил в чехле, а лицо «прятал» в поднятый воротник. Комната персонажа была похожа на «коробку», а ложась спать, он с головой накрывался одеялом. Такие детали подчёркивают образ жизни Беликова, его желание «окружить себя оболочкой»
  • Футлярность отображена и в выборе профессии персонажа: герой выступает против изменений, поэтому преподает «мёртвые» языки. Такое мировоззрение выражено и в поступках героя, характеризующих его отношение к жизни: Беликов осторожный и мнительный человек, требующий соблюдения правил от других. Он не может смириться с тем, что Варенька и ее брат ездят на велосипедах, потому что это неприлично. Его девиз: «Как бы чего не вышло»
  • В произведении показано общество, где практически у каждого человека есть свой «футляр». Смерть Беликова не меняет жизнь окружающих, она не становится лучше. После рассказа Буркина Иван Иванович задается вопросом: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

11.2.

Неоднозначность авторского отношения заключается в том, что Достоевский изображает Раскольникова противоречивым героем: 

  • С одной стороны, герой способен на сострадание и сочувствие. Одну из сторон теории Раскольникова можно назвать альтруистической. Герой хочет смертью одной бесполезной старухи спасти тысячи жизней. Раскольников думает, что с помощью денег сможет избавить сестру от брака с Лужиным. Последние деньги, 25 рублей, герой отдает на похороны Мармеладова. Автор жалеет героя, изображает его одним из представителей «униженных и оскорбленных».
  • При этом существует и другая сторона его теории – «наполеоновская». Раскольников считает, что есть два типа людей – «твари дрожащие» и «право имеющие». Последние могут безнаказанно переступать через жизни людей. Такой взгляд на мир Достоевский осуждает, показывая нежизнеспособность теории героя, проводя его через внутренний конфликт.
  • Автор даёт Раскольникову шанс на искупление. В начале повествования герой – атеист, способный на убийство. Во многом благодаря влиянию Сони Мармеладовой (эпизод чтения Евангелия, призыв признаться в преступлении) герою удается восстановить эту связь и почувствовать «жизнь».

11.3.

Рассмотрим на примере трёх стихотворений, предлагаю взять: 

  • «Низкий дом с голубыми ставнями...» - лирический герой связывает образ Руси с деревней: лирический герой обращается к составляющим его края – дому, полю, лугам и лесам – и признается в любви «родимой выти»
  • «Гой ты, Русь, моя родная» - родина для лирического героя так же связана с образом деревни, так как он упоминает «хату», «низенькие околицы». При этом Русь в стихотворении предстаёт связанным с религией местом: «в ризах образа», «Как захожий богомолец // Я смотрю твои поля». Выражая любовь к родине, лирический герой говорит: «Не надо Рая // Дайте родину мою»
  • «Русь Советская» - лирический герой беспокоится из-за изменений, которые происходят в стране, и чувствует, что его поэзия не нужна в новом мире: «Я никому здесь не знаком, // А те, что помнили, давно забыли». Поэтический персонаж выражает готовность принять перемены в судьбе родины, но при этом говорит о том, что в творчестве продолжит «воспевать… шестую часть земли с названьем кратким «Русь»

11.4.

Рассмотрим на примере Маши Мироновой, из произведения «Капитанская дочка»:

  • Героиня - авторский идеал, она совмещает в себе дворянское и народное. Помимо этого, Миронова не принимает участие в бунте, к которому Пушкин относится с осуждением.
  • С помощью Маши Мироновой раскрываются образы героев (Гринёв, Швабрин, Пугачев). На первого она оказывает сильное влияние, помогая персонажу эволюционировать.
  • Героиня играет значимую роль в сюжете, спасая Гринёва. Миронова проявляет высокие нравственные качества: смелость и жертвенность, она идёт к императрице с просьбой о помиловании возлюбленного.

11.5.

Можно взять сцены, раскрывающие тему революции в произведении, например:

  • Революционный пейзаж, представленный в начале произведения. Этот эпизод раскрывает представителей «старой» России: «невеселый» поп, писатель, говорящий: «погибла Россия», старушка, которая «убивается» из-за того, что лоскут ткани потратили на агитационный плакат. В изображении героев присутствуют сатирические мотивы. Символично их состояние: им скользко, зябко.  Это подчеркивает неустойчивость положения представителей старого мира.
  • Сцена убийства Катьки, раскрывающая образ Петьки. Герой  – единственный из 12 способен на человеческие чувства.  Он испытывает ревность и сожалеет об убийстве любимой. Однако и он выбирает идею – идет на зов революции.
  • Финал произведения, отражающий авторское отношение к революции:  с одной стороны, герои стреляют в незнакомую фигуру, оказавшуюся Исусом, это указывает на антигуманность событий, связанных с революцией с другой же - появление Христа, который ведет отряд красногвардейцев, означает, что революция, несмотря на жестокость ее событий, необходима и приведет к изменениям к лучшему. 

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:

1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки  2 балла
Допущены четыре речевые ошибки  1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок  0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки  0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки  0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки  0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)