Задание №29530 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. Н. Островский. «Гроза»,Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»,Рассказы А. П. Чехова,А. П. Чехов. «Вишневый сад»,Лирика А. А. Блока
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№29530
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Дикой и Кулигин как герои-антагонисты. (По драме «Гроза» А. Н. Островского.)
11.2. Какие приемы комического использует Чехов в своих произведениях? 
11.3. Как раскрываются особенности символизма в поэзии Блока? (С опорой на 2-3 стихотворения.)
11.4. Страницы истории в отечественной или зарубежной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов.)
11.5. Что бы Вы порекомендовали режиссеру, ставящему спектакль или снимающему фильм по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? (С опорой на анализ произведения.)

Решение:

11.1.

  • Герои являются антиподами из-за их разного социального статуса. Кулигин, по его же словам, “маленький человек”, который выслушивает оскорбления Дикого, но продолжает называть его “сударь”. Купец же является одним из самых уважаемых людей города, самодуром, власть которого никем не ограничена. 

  • Не только положение различает героев. Они противопоставлены и в способности к сопереживанию проблемам людей. Дикой не выдает работникам достойное жалование. Показателен эпизод с городничим, в котором купец отказывается прислушиваться к просьбам должностного лица и высказывает мысль, что из недоплаченных копеек “тысячи составляются”. Кулигин же добр, убеждает Тихона простить жену. Механик выражает недовольство в финале после смерти главной героини, несмотря на жизненный принцип: “Лучше уж стерпеть”. Так передаются переживания Кулигина за судьбу Катерины. 

  • Помимо этого, героев различает отношение к изменениям. Кулигин в диалоге с Диким пытается убедить купца в пользе громового отвода для города, но второй участник разговора не хочет появления в Калинове того, что ему не знакомо. Герой не знает, что такое электричество, поэтому говорит “елестричество”, и обращается к устаревшим представлениям о жизни, чтобы оправдать позицию. Купец считает, что гроза “в наказание посылается”, поэтому нельзя от нее защищаться. Но несмотря на то, что Кулигин размышляет более прогрессивно, в диалоге он все равно цитирует Державина. С помощью этого показано, что и мысли механика не современны.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily