Задание №66049 ЕГЭ по Литературе

Тема : И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,Лирика Ф. И. Тютчева,И. А. Гончаров. «Обломов»
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№66049
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Выберите только одну из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5). Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

11.1. Герои-антиподы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
11.2. Тема любви в рассказах А. П. Чехова.
11.3. Гражданская лирика Ф. И. Тютчева.
11.4. Женские образы на страницах русской литературы. (На примере роизведения одного из писателей: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, М. А. Шолохов.)
11.5. Ваши рекомендации актёру, исполняющему роль Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов». (С опорой на текст произведениях.)

Решение:

11.1.

В качестве антиподов можно взять Евгения Базарова и Павла Кирсанова:

  • Павел Петрович – представитель поколения «отцов», он приверженец старых порядков и «принсипов». Базаров же – представитель поколения «детей», нигилист. Он отрицает общепринятые нормы, не понимает и не принимает аристократию;
  • отличия между героями показано в отношении к любви. Павел Петрович признаёт существование любви, сам её испытывал: о Кирсанове и княгине Р. сказано, что он «влюбился в нее страстно». Базаров же отрицает любовь: «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество...»;
  • в эпизоде с дуэлью также показана разность характеров героев. Базаров относится к поединку несерьёзно: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного.» Павел Петрович же, напротив, показан серьёзным: «Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьёзно».

11.2.

Можно обратиться к таким рассказам, как:

  • «Дама с собачкой» (зарождение любви между героями, которые раньше её никогда не испытывали);
  • «Ионыч» (несостоявшаяся любовь);
  • «Душечка» (главная героиня меняется под воздействием любви: её характер зависит от характера возлюбленного).

11.3.

  • «Эти бедные селенья» (смиренность и неспособность противостоять власти русского народа);
  • «Черное море»;
  • «14-ое декабря 1825» (лирический герой рассуждает о декабристах).

11.4.

На примере Татьяны Лариной из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина:

  • в начале произведения героиня представлена простой и скромной:
    На суд взыскательному свету
    Представить ясные черты
    Провинциальной простоты.
    Несмотря на простую внешность, героиня красива внутренне: она умная, мечтательная личность:
    Задумчивость, ее подруга
    От самых колыбельных дней,
    Теченье сельского досуга
    Мечтами украшала ей…
  • Ларина способна искренне и верно любить:
    Татьяна любит не шутя
    И предается безусловно
    Любви, как милое дитя.
    Именно это позволяет героине первой признаться в чувствах Онегину.
  • после замужества Ларина меняется. Она становится уверенной в себе, привыкает к светской жизни:
    Не этой девочкой несмелой,
    Влюбленной, бедной и простой,
    Но равнодушною княгиней,
    Но неприступною богиней
    Роскошной, царственной Невы.
    Но, несмотря на изменения, героиня остаётся человеком, который верен себе, своему выбору.

11.5.

  • нужно учесть любовь Штольца к своему другу и показывать мягкость в общении с ним;
  • важно помнить, что Штольц обладает спокойным характером, поэтому и движения его должны быть спокойными, не резкими;
  • также не стоит забывать о немецких корнях героя и показать это.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне  – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно  – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена  – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily