Задание №21536 ЕГЭ по Литературе

Тема : И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,Лирика В. В. Маяковского,М. А. Шолохов. «Тихий Дон»,Творчество М. А. Булгакова
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№21536
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Справедливы ли слова критика Н. Н. Страхова о том, что «злоба Базарова — это только оборотная сторона его жажды любви к людям»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
11.2. В чём проявляется гуманизм «жестокой прозы» М. А. Шолохова? (По роману «Тихий Дон».)
11.3. Какую роль играют метафоры в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее трёх произведений.)
11.4. Нравственная проблематика в произведениях отечественной драматургии ХIХ - ХХ в. (На примере произведения одного из писателей: А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький.)
11.5. Какие эпизоды из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Вы бы выбрали для создания иллюстраций? (С опорой на текст произведения.)

Решение:

11.1.

  • Базаров - нигилист, однако, несмотря на философию отрицания, герой стремится помогать людям и приносить пользу обществу. Так, Евгений решает посвятить свою жизнь врачебному делу, так же, как его отец. Помимо этого, доброта и симпатия персонажа к людям прослеживается во взаимоотношениях Базарова с крепостными: он «владел особым уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших»
  • несмотря на отрицание любви, Базаров всё же способен испытывать это чувство. Изначально персонаж не верит в существование любви, считает это физическим влечением: «мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Встретив Анну Одинцову, Евгений сначала привязывается к героине, а после признаётся ей в искренних чувствах. Помимо этого, нигилист говорит Аркадию о своей любви к родителям.
  • также гуманизм Базарова раскрывается в эпизоде дуэли. Увидев, что его противник ранен, Евгений сразу же стремится осмотреть Павла Петровича. Базаров видит в Кирсанове не оппонента, а нуждающегося в помощи человека: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану»

11.2.

  • «мысль семейная» занимает центральное место в произведении. Атмосфере военных действий противопоставлен домашний уют, взаимопонимание и забота Мелеховых друг о друге. В романе-эпопее Шолохова кольцевая композиция: в экспозиции автор изображает сплочённую семью, в финале же показана сцена возвращения Григория в родной дом. И в начале, и в конце произведения главный герой находится рядом с членами семьи. Сами по себе Мелеховы олицетворяют важность родственных связей: смерть Натальи происходит в кругу семьи, а мать Григория прощает Кошевому убийство Петра ради счастья дочери.
  • помимо этого, важное место в произведении занимает тема любви. Привязанность и забота о ближних раскрывается не только через образы членов семьи Мелеховых, но и на примере отношений Григория с Натальей и Аксиньей. Несмотря на то, что судьба обоих героинь трагична, их чувства к возлюбленному искренние. Так, перед смертью Наталья прощает Григория, а персонаж тяжело переживает её гибель. Аксинья же на протяжении всего романа остаётся верна своим чувствам к Мелехову, а герой понимает, что именно с ней может быть по-настоящему счастлив.
  • также гуманность произведения раскрывается через образ главного героя. Григорий - персонаж, находящийся в поисках «правды» на войне. С помощью психологизма Шолохов показывает героя, испытывающего внутренний конфликт, постоянно вынужденного делать нравственный выбор. Григорий не видит необходимость в жестокости и убийствах, не понимает, ради чего он сражается. Также важна сцена возвращения героя в родной хутор, где в живых остался только его сын - единственное «что пока роднило его с этой землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Этот фрагмент символизирует надежду на лучшее будущее

11.4.

Можно взять пьесу М. Горького «На дне». Нравственная проблематика раскрывается через диалоги и споры жителей ночлежки:

  • тема правды и лжи раскрывается через взаимоотношения Луки с жителями ночлежки. Странник с помощью обмана даёт героям надежду на лучшее будущее: убеждает Анну в счастливом существовании после смерти, рассказывает Актёру о бесплатных клиниках для алкозависимых. Поведение Луки основано на жалости к обитателям ночлежки, он считает свою ложь спасительной. Герою противопоставлен Сатин, являющийся приверженцем правды. Для него «правда - бог свободного человека»
  • тема совести раскрывается через спор Клеща и Бубнова. Последний задаётся вопросом: «На что совесть?», а Васька Пепел и Сатин поддерживают героя: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». Клещ же считает совесть важным качеством, а своих сожителей называет «рвань, золотая рота»
  • тема гордости и человеческого предназначения раскрывается через монолог Сатина. Герой уверен, что нужно уважать человека, «не жалеть... не унижать его жалостью». Лука тоже считает, что каждый человек заслуживает уважения, однако опирается на учение Христа, который «всех жалел и нам так велел»

11.5.

Берём три наиболее ярких / значимых эпизода романа, рассматриваем каждый из них. К примеру, можно привести:

  • казнь Иешуа
  • полёт Маргариты
  • бал Сатаны

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)