Решение:
11.1.
- он одинок в обществе
- он разочарован в жизни
- он не обретает счастья в любви
11.2.
- «мысль семейная» занимает центральное место в произведении. Атмосфере военных действий противопоставлен домашний уют, взаимопонимание и забота Мелеховых друг о друге. В романе-эпопее Шолохова кольцевая композиция: в экспозиции автор изображает сплочённую семью, в финале же показана сцена возвращения Григория в родной дом. И в начале, и в конце произведения главный герой находится рядом с членами семьи. Сами по себе Мелеховы олицетворяют важность родственных связей: смерть Натальи происходит в кругу семьи, а мать Григория прощает Кошевому убийство Петра ради счастья дочери.
- помимо этого, важное место в произведении занимает тема любви. Привязанность и забота о ближних раскрывается не только через образы членов семьи Мелеховых, но и на примере отношений Григория с Натальей и Аксиньей. Несмотря на то, что судьба обоих героинь трагична, их чувства к возлюбленному искренние. Так, перед смертью Наталья прощает Григория, а персонаж тяжело переживает её гибель. Аксинья же на протяжении всего романа остаётся верна своим чувствам к Мелехову, а герой понимает, что именно с ней может быть по-настоящему счастлив.
- также гуманность произведения раскрывается через образ главного героя. Григорий - персонаж, находящийся в поисках «правды» на войне. С помощью психологизма Шолохов показывает героя, испытывающего внутренний конфликт, постоянно вынужденного делать нравственный выбор. Григорий не видит необходимость в жестокости и убийствах, не понимает, ради чего он сражается. Также важна сцена возвращения героя в родной хутор, где в живых остался только его сын - единственное «что пока роднило его с этой землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Этот фрагмент символизирует надежду на лучшее будущее
11.4.
Можно взять пьесу М. Горького «На дне». Нравственная проблематика раскрывается через диалоги и споры жителей ночлежки:
- тема правды и лжи раскрывается через взаимоотношения Луки с жителями ночлежки. Странник с помощью обмана даёт героям надежду на лучшее будущее: убеждает Анну в счастливом существовании после смерти, рассказывает Актёру о бесплатных клиниках для алкозависимых. Поведение Луки основано на жалости к обитателям ночлежки, он считает свою ложь спасительной. Герою противопоставлен Сатин, являющийся приверженцем правды. Для него «правда - бог свободного человека»
- тема совести раскрывается через спор Клеща и Бубнова. Последний задаётся вопросом: «На что совесть?», а Васька Пепел и Сатин поддерживают героя: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». Клещ же считает совесть важным качеством, а своих сожителей называет «рвань, золотая рота»
- тема гордости и человеческого предназначения раскрывается через монолог Сатина. Герой уверен, что нужно уважать человека, «не жалеть... не унижать его жалостью». Лука тоже считает, что каждый человек заслуживает уважения, однако опирается на учение Христа, который «всех жалел и нам так велел»
11.5.
Берём три наиболее ярких / значимых эпизода романа, рассматриваем каждый из них. К примеру, можно привести:
- казнь Иешуа
- полёт Маргариты
- бал Сатаны
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)