Задание №66281 ЕГЭ по Литературе

Тема : Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»,А. П. Чехов. «Вишневый сад»,Лирика М. И. Цветаевой,Творчество М. А. Булгакова
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№66281
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Выберите только одну из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5). Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

11.1. Какова роль женских образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
11.2. К. С. Станиславский говорил о пьеса «Вишнёвый сад»: «Голос Чехова звучит в ней бодро, зажигательно, ибо сам он смотрит не назад, а вперёд.» Опираясь на текст произведения, докажите или опровергните это высказывание. 
11.3. Поэты-современники в лирике М. И. Цветаевой.
11.4. Тема любви в русской литературе. (На примере произведения одного из писателей: М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, А. И. Куприн.)
11.5. Какие советы вы дали бы актрисе, которая собирается исполнять роль Маргариты в постановке романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? (С опорой на текст произведения.) 

Решение:

11.1.

  • образ Сони Мармеладовой играет важную роль в судьбе Родиона Раскольникова, являясь его антиподом. Героиня обладает сильным духом, благодаря чему может жертвовать собой, чтобы помочь Родиону раскаяться и пройти путь искупление. Кроме того, Соня «идёт по желтому билету», чтобы прокормить семью и быть полезной;
  • образ Дуни также показывает готовность пожертвовать собой ради близких. Сильная героиня готова выйти замуж за Лужина, чтобы помочь брату;
  • образ старухи-процентщицы играет одну из важных ролей, так как благодаря ему и происходит преступление. Алёна Ивановна является жестокой и жадной героиней, в ней отражаются многие человеческие пороки.

11.2.

Доказываем высказывание так:

  • Чехов через образы Раневской и Гаева показывает, что дворянское господство остаётся в прошлом, а сами дворяне и вовсе могут потерять всё, если будут сопротивляться тем изменениям, которые происходят в обществе, стране.
  • образ Лопахина – результат перемен. Ермолай Алексеевич, будучи сыном крепостных, с помощью своего ума и труда выкупает вишнёвый сад, становится хозяином места, в котором его предки были слугами.
  • Аня и Петя Трофимов – представители будущего поколения. Они спокойнее относятся к потере имения, понимают необходимость перемен.

11.3.

Берем 3 стихотворения и анализируем каждое в контексте заданной темы. К примеру:

  • «Маяковскому» (лирическая героиня восхищается Маяковским, сравнивает его с природными явлениями);
  • «Анне Ахматовой» (поэтесса описывает образ Ахматовой, рассуждает о её жизни)
  • «Имя твоё, птица в руке» (здесь лирическая героиня восхищается А. Блоком, рассказывая о своих ассоциациях, связанных с именем поэта).

11.4.

На примере романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:

  • первая «любовь» в романе встречается в главе «Бэла». Печорин, желая овладеть черкешенкой, крадёт Бэлу и держит её в плену. Вскоре девушка смиряется со своим положением и влюбляется в героя, однако эта любовь становится трагичной: Печорин не только не отвечает взаимностью, но и начинает вести себя холодно по отношению к Бэле;
  • ещё одной «жертвой» Печорина становится княжна Мери. Героиня интересуется Печориным, не обращает внимание на Грушницкого, который старается ей понравиться. Однако в конце Мери остаётся с разбитым сердцем, так как узнаёт, что всё это было лишь игрой;
  • не менее трагичной является любовь Печорина и Веры. Оба героя имеют чувства друг к другу, но не могут быть вместе: Печорин не готов жертвовать своей свободой ради любви, а Вера и вовсе замужем. Их отношения заканчиваются отъездом Веры и тщетными попытками Печорина догнать её. 

11.5.

  • В первую очередь актрисе следует обратить внимание на портрет героини.  У неё «вихры неприглаженных черных волос…», элегантная одежда. Молодое лицо.
  • кроме того, важно передать и такие черты характера героини, как самоотверженность и умение поддерживать близкого человека;
  • также нужно обратить внимание на эпизод бала у Воланда, ведь именно через него раскрывается такое качество Маргариты, как милосердие.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне  – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно  – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена  – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено три или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily