Решение:
11.1.
Для ответа на вопрос необходимо рассмотреть и проанализировать 3 стихотворения поэта. Предлагаю взять:
- «Элегия» - в стихотворении лирический герой размышляет о быстротечности времени. Он испытывает грусть, но несмотря на это, лирический герой хочет жить, потому что его еще могут ждать «наслажденья»;
- «К морю» - лирический герой прощается с морем, олицетворяющем свободу и мечту. Необходимость расстаться со стихией связана с невозможностью оставить «неподвижный брег», символизирующий реальность. Через использование риторических вопросов, которые задает лирический герой, обращаясь к морю, показана связь человека и природы. Так субъект стихотворения пытается разобраться в собственных переживаниях, связанных с поиском смысла жизни, предназначения;
- «Вновь я посетил...» - лирический герой осмысляет жизнь на фоне природы и делает вывод о неминуемости смерти. При этом он надеется, что внук, проходя мимо «младой рощи», «вспомянет» о нем. Так раскрывается тема связи между поколениями.
11.2.
- образ Сони Мармеладовой играет важную роль в судьбе Родиона Раскольникова, являясь его антиподом. Героиня обладает сильным духом, благодаря чему может жертвовать собой, чтобы помочь Родиону раскаяться и пройти путь искупление. Кроме того, Соня «идёт по желтому билету», чтобы прокормить семью и быть полезной;
- образ Дуни также показывает готовность пожертвовать собой ради близких. Сильная героиня готова выйти замуж за Лужина, чтобы помочь брату;
- образ старухи-процентщицы играет одну из важных ролей, так как благодаря ему и происходит преступление. Алёна Ивановна является жестокой и жадной героиней, в ней отражаются многие человеческие пороки.
11.3.
Доказываем высказывание так:
- Чехов через образы Раневской и Гаева показывает, что дворянское господство остаётся в прошлом, а сами дворяне и вовсе могут потерять всё, если будут сопротивляться тем изменениям, которые происходят в обществе, стране.
- образ Лопахина – результат перемен. Ермолай Алексеевич, будучи сыном крепостных, с помощью своего ума и труда выкупает вишнёвый сад, становится хозяином места, в котором его предки были слугами.
- Аня и Петя Трофимов – представители будущего поколения. Они спокойнее относятся к потере имения, понимают необходимость перемен.
11.4.
На примере романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
- первая «любовь» в романе встречается в главе «Бэла». Печорин, желая овладеть черкешенкой, крадёт Бэлу и держит её в плену. Вскоре девушка смиряется со своим положением и влюбляется в героя, однако эта любовь становится трагичной: Печорин не только не отвечает взаимностью, но и начинает вести себя холодно по отношению к Бэле;
- ещё одной «жертвой» Печорина становится княжна Мери. Героиня интересуется Печориным, не обращает внимание на Грушницкого, который старается ей понравиться. Однако в конце Мери остаётся с разбитым сердцем, так как узнаёт, что всё это было лишь игрой;
- не менее трагичной является любовь Печорина и Веры. Оба героя имеют чувства друг к другу, но не могут быть вместе: Печорин не готов жертвовать своей свободой ради любви, а Вера и вовсе замужем. Их отношения заканчиваются отъездом Веры и тщетными попытками Печорина догнать её.
11.5.
- В первую очередь актрисе следует обратить внимание на портрет героини. У неё «вихры неприглаженных черных волос…», элегантная одежда. Молодое лицо.
- кроме того, важно передать и такие черты характера героини, как самоотверженность и умение поддерживать близкого человека;
- также нужно обратить внимание на эпизод бала у Воланда, ведь именно через него раскрывается такое качество Маргариты, как милосердие.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: NeoFamily