Задание №20259 ЕГЭ по Литературе

Тема : И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»,Лирика А. А. Блока,А. А. Блок. «Двенадцать»
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№20259
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Особенности изображения Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
11.2. Символический смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
11.3. В чём заключается своеобразие любовной лирики А. А. Блока? (На примере не менее трёх произведений.)
11.4. Образ матери в русской литературе XIX - XX в. (На примере произведения одного из писателей: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, А. А. Ахматова.)
11.5. Ваши рекомендации художнику-иллюстратору романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». (С опорой на текст произведения.)

Решение:

11.1.

  • Петербург изображён мрачным и душным городом, с узкими грязными улицами и тёмными дворами. Гуляя по городу, Родион Раскольников замечает, что на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». Такое описание передает гнетущую атмосферу Петербурга, влияющую на и так тяжелые будни жителей. Также следует обратить внимание на интерьеры квартир обитателей города: они живут в каморках, похожих на «гроб» или «сарай», а цветовая гамма комнат состоит из желтого и серого цвета. Такие оттенки символизируют тоску и безысходность.
  • Описание городских пейзажей всегда пересекается с трагичными событиями романа. Так, встреча с Мармеладовым и возникновение бесчеловечной теории Раскольникова состоится в распивочной на Сенной площади, беседа со Свидригайловым происходит за грязным столиком, в окружении нищих и пьяных людей. Достоевский показывает, как «душная» атмосфера Петербурга влияет на персонажей и подталкивает главного героя на совершение преступления.
  • Помимо описания пейзажей и интерьеров важную роль играют образы жителей города. Бедное население - пьяницы, воры и преступники, которые не способны сочувствовать и сопереживать окружающим. Когда пьяный Мармеладов попадает под копыта лошади, его окружает толпа людей, однако никто не стремится помочь чиновнику. На героя смотрят с любопытством и даже злорадством. Богатая же часть населения равнодушна к проблемам нищих, их волнует лишь своё собственное благополучие.

11.3.

Берём три стихотворения Блока, относящихся к любовной лирике и анализируем каждое из них. К примеру, можно привести: 

  • «Вхожу я в тёмные храмы...»
  • «Незнакомка»
  • «О доблестях, о подвигах, о славе...»

11.4.

Можно привести поэму А. Ахматовой «Реквием»

  • образ матери предстаёт в лице лирической героини, у которой «муж в могиле, сын в тюрьме». Лирическая героиня страдает в ожидании сына и тяжело переносит его приговор. В поэме создан образ матери, не смирившейся с потерей ребенка: она «кидалась в ноги палачу» и стояла «триста часов» у тюрьмы. Переживания лирической героини выражены в словах: «ты сын и ужас мой»
  • в главе «Распятие» образ матери приобретает христианские мотивы. Лирическая героиня сравнивает себя с Богородицей, которая молча переживала страдания Христа: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи» 
  • образ матери в поэме символичен. Лирическая героиня олицетворяет собой всех матерей, чьи дети стали жертвами репрессий. Субъект стихотворения просит воздвигнуть памятник под стенами тюрьмы, где она простояла «триста часов»

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily