Решение:
11.1.
- Петербург изображён мрачным и душным городом, с узкими грязными улицами и тёмными дворами. Гуляя по городу, Родион Раскольников замечает, что на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». Такое описание передает гнетущую атмосферу Петербурга, влияющую на и так тяжелые будни жителей. Также следует обратить внимание на интерьеры квартир обитателей города: они живут в каморках, похожих на «гроб» или «сарай», а цветовая гамма комнат состоит из желтого и серого цвета. Такие оттенки символизируют тоску и безысходность.
- Описание городских пейзажей всегда пересекается с трагичными событиями романа. Так, встреча с Мармеладовым и возникновение бесчеловечной теории Раскольникова состоится в распивочной на Сенной площади, беседа со Свидригайловым происходит за грязным столиком, в окружении нищих и пьяных людей. Достоевский показывает, как «душная» атмосфера Петербурга влияет на персонажей и подталкивает главного героя на совершение преступления.
- Помимо описания пейзажей и интерьеров важную роль играют образы жителей города. Бедное население - пьяницы, воры и преступники, которые не способны сочувствовать и сопереживать окружающим. Когда пьяный Мармеладов попадает под копыта лошади, его окружает толпа людей, однако никто не стремится помочь чиновнику. На героя смотрят с любопытством и даже злорадством. Богатая же часть населения равнодушна к проблемам нищих, их волнует лишь своё собственное благополучие.
11.3.
Берём три стихотворения Блока, относящихся к любовной лирике и анализируем каждое из них. К примеру, можно привести:
- «Вхожу я в тёмные храмы...»
- «Незнакомка»
- «О доблестях, о подвигах, о славе...»
11.4.
Можно привести поэму А. Ахматовой «Реквием»
- образ матери предстаёт в лице лирической героини, у которой «муж в могиле, сын в тюрьме». Лирическая героиня страдает в ожидании сына и тяжело переносит его приговор. В поэме создан образ матери, не смирившейся с потерей ребенка: она «кидалась в ноги палачу» и стояла «триста часов» у тюрьмы. Переживания лирической героини выражены в словах: «ты сын и ужас мой»
- в главе «Распятие» образ матери приобретает христианские мотивы. Лирическая героиня сравнивает себя с Богородицей, которая молча переживала страдания Христа: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи»
- образ матери в поэме символичен. Лирическая героиня олицетворяет собой всех матерей, чьи дети стали жертвами репрессий. Субъект стихотворения просит воздвигнуть памятник под стенами тюрьмы, где она простояла «триста часов»
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: NeoFamily