Решение:
11.1.
- заметна авторская симпатия к Базарову как к трудолюбивому и практичному человеку. В этом сила базаровского нигилизма
- слабость в том, что нигилисты отрицают такие общепринятые ценности, как любовь, семья, природа и искусство
- автор поддерживает стремление Базарова как нигилиста к изменениям, но не избираемый им путь разрушения всего старого
11.2.
- в центре повествования – судьба лирической героини, потерявшей мужа и переживающей за сына, находящегося в тюрьме
- лирическая героиня разделяет судьбу других русских женщин
- в эпилоге авторское “Я” призывает помнить о том, что произошло с ее сыном и русским народом
11.3.
Берём 3 подходящих стихотворения и анализируем их в рамках заданной темы. Предлагаю взять:
- «Мужество», А. А. Ахматова (о необходимости сражаться за родину)
- «Я знаю, никакой моей вины…», А. Т. Твардовский (о бессмысленности войны и её многочисленных жертвах)
- «Жди меня, и я вернусь…», К. Симонов (о разлуке с любимыми из-за войны
11.4.
Рассмотрим на примере Маши Мироновой, из произведения «Капитанская дочка»:
- Героиня - авторский идеал, она совмещает в себе дворянское и народное. Помимо этого, Миронова не принимает участие в бунте, к которому Пушкин относится с осуждением.
- С помощью Маши Мироновой раскрываются образы героев (Гринёв, Швабрин, Пугачев). На первого она оказывает сильное влияние, помогая персонажу эволюционировать.
- Героиня играет значимую роль в сюжете, спасая Гринёва. Миронова проявляет высокие нравственные качества: смелость и жертвенность, она идёт к императрице с просьбой о помиловании возлюбленного.
11.5.
- обратить внимание на монолог в 1 действии, с помощью которого поясняется, как сформировалась личность героини
- сделать акцент на том, что Катерина стремится к любви и счастью, а не к борьбе
- быть особо эмоциональной в кульминации пьесы, так как эта композиционная часть важна в понимании её личности
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов
3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)