Просмотр задания №52

Тема : А. Н. Островский. «Гроза»,Лирика С. А. Есенина,М. А. Шолохов. «Тихий Дон»
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№52
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Как авторская позиция проявляется в финале драмы А. Н. Островского «Гроза»?
11.2. Какую роль в жизни героев романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» играет семья?
11.3. Образ Родины в лирике С. А. Есенина.
11.4. Проблема выбора в русской литературе. (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкин, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский.)
11.5. Мои рекомендации к театральному воплощению (или экранизации) одной из ключевых сцен пьесы М. Горького «На дне». (С опорой на текст произведения.)

Решение:

11.1.

  • через образ Катерины. Героиня была первой, кто осмелился пойти против самодурства жителей Калинова, а самоубийство помогло её «душе» покинуть «тёмное царство» и обрести свободу. Поступок Катерины не только отображает невозможность существовать в домостроевских устоях, но и влияет на остальных жителей Калинова. Финальная сцена показывает, что самодурству Кабанихи и Дикого приходит конец.
  • через высказывание Кулигина. Доставая тело Катерины из воды, персонаж осуждает представителей «тёмного царства» за жестокое обращение с героиней. Кулигин произносит: «душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!», через его слова выражается авторская позиция
  • через реакцию Тихона на смерть Катерины. После самоубийства героини, Кабанов впервые решается на открытый бунт и обвиняет мать в смерти жены: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Авторская позиция также выражается и в словах героя о том, что Катерине теперь «хорошо», а он так и остался в «темном царстве»

11.2.

  • «мысль семейная» занимает центральное место в произведении. Атмосфере военных действий противопоставлен домашний уют, взаимопонимание и забота Мелеховых друг о друге. Сами по себе герои олицетворяют важность родственных связей: смерть Натальи происходит в кругу семьи, а мать Григория прощает Кошевому убийство Петра ради счастья дочери. 
  • важность семьи также раскрывается через историю рода Мелеховых. Прокофий привёз в дом турчанку, чем спровоцировал гнев соседей, обвинивших женщину в колдовстве. Несмотря на трагичную развязку конфликта, герой был готов пойти против всего хутора, защищая жену. Этот поступок показывает ценность семьи для персонажа. Позже такие нравственные ориентиры и привязанность к близким унаследовали будущие представители рода Мелеховых.
  • в «Тихом Доне» кольцевая композиция: повествование романа-эпопеи начинается с описания семьи Мелеховых и хутора, в финале же произведения Григорий возвращается в родной дом. В обоих сценах главный герой находится рядом с родными, однако в конце романа-эпопеи в живых остаются только его сын. Именно в сцене встречи с Мишкой Григорий снова обретает надежду на лучшее будущее: он видит продолжение жизни в сыне.

11.4.

Можно привести: 

  • «Капитанская дочка», А. С. Пушкин. Перед главным героем предстаёт нравственный выбор: перейти на сторону Емельяна Пугачёва и сохранить жизнь или остаться верным служению Родины. Несмотря на угрозу казни, Гринёв отказывается присягнуть самозванцу, живя по завету отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Проблема выбора в произведении пересекается с темой патриотизма, чести и любви к Родине
  • «Обломов», Гончаров. Перед героем также стоит выбор: изменить свою натуру и мировоззрение ради возлюбленной или продолжить жить в комфортной ему лени и бездеятельности. Изначально, Обломов старается ради Ольги: он становится активнее, начинает заниматься имением и много читать, однако отношения с героиней превращаются для него в «службу». Не желая жертвовать привычным комфортом, Илья Ильич отдаёт предпочтение Агафье Пшеницыной, однако искренних чувств к ней персонаж не испытывает. Проблема выбора в произведении граничит с темой любви.
  • «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский. Помимо выбора, приводить ли в осуществление свою теорию, в финале произведения Раскольников принимает не менее важное решение: признаться в убийстве или позволить обвинить Миколку. Благодаря влиянию Сони, герой отправляется в участок и рассказывает о совершённом, а уже находясь на каторге понимает нежизнеспособность своей теории и раскаивается. Проблема выбора позволяет раскрыть ещё одну тему: внутренний конфликт Родиона Раскольникова.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)