Задание №49 ЕГЭ по Литературе

Тема : А. Н. Островский. «Гроза»,А. А. Блок. «Двенадцать»,Лирика А. А. Ахматовой
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№49
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения. Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А. Н. Островского «Гроза»?
11.2. Какую роль играют символы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
11.3. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А. А. Ахматовой?
11.4. Тема Родины в произведениях отечественной литературы. (На примере произведения одного из писателей: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Шолохов.)
11.5. Какие советы Вы дадите исполнителю роли Базарова в экранизации романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». (С опорой на текст произведения.)

Решение:

11.1.

  • уделяется внимание отображению отчаяния главной героини. После признания в измене она размышляет о смерти и находится «как будто в забытьи». Борис не забирает ее с собой, поэтому надежд на изменения в жизни нет. Это объясняет причину самоубийства Катерины. 
  • реакция участников массовых сцен на смерть героини показывает способность калиновцев к сочувствию. Кто-то из жителей называет ее «бедной».
  • Тихон и Кулигин в финале способны противостоять «темному царству», смерть Катерины на них повлияла. Нарушается и изолированность города вместе с побегом Варвары и Кудряша. В Калинове происходят изменения.

11.2.

  • Число 12 − количество красноармейцев в отряде связано с количеством апостолов Иисуса Христа. Они делают великое дело, по мнению автора, но путём убийств, грабежей, вседоволенности. Сам Иисус Христос как предводитель революции показывает её божественную миссию.
  • Цвета: чёрный и белый − противостояние старого и нового мира. Красный − символ революции, преобразований, но в то же время крови.
  • Ветер, который сносит вс на своём пути, и мировой пожар − символы, показывающие революцию как опасное, непредсказуемое время.
  • Старуха, поп, буржуй, «безродный» пёс − символы старого, отжившего мира.

11.3.

  • «Мне голос был. Он звал утешно…» (лирическая героиня остаётся верна родине даже в тяжёлые времена).
  • «Не с теми я, кто бросил землю...» (лирическая героиня презирает тех, кто уехал из России, она останется, как бы сложно не было).
  • «Мужество» (поддержка родины во время Великой Отечественной войны, необходимость сохранить её свободу, культуру и язык).

11.4.

На примере «Войны и мира» Л. Н. Толстого: автор в романе-эпопее показывает настоящую любовь к родине

  • Родина для Толстого − это обычный народ, победа в Отечественной войне − заслуга «силы народной». Это показано на примерах подвигов капитана Тушина, капитана Тимохина. Кутузов, как мудрый военноначальник, понимает это. Важный образ представителя народа − Платон Каратаев.
  • любимые герои писателя проявляют патриотизм: Наташа, покидая Москву, отдаёт подводы раненым: Пьер остаётся в Москве и оказывается на поле битвы.
  • Толстой показывает и ложный патриотизм на примере нелюбимых героев (Элен, Анна Шерер, Василий Курагин).

11.5.

  • с помощью мимики показать пренебрежение к Павлу Петровичу в сцене их знакомства.
  • в сценах споров с Кирсановым-старшим показывать развязность, спокойствие на контрасте с эмоциональным Павлом Петровичем.
  • в сцене признания Одинцовой изобразить внутренние переживания, страсть, волнение героя, не привыкшего испытывать подобные эмоции.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)