Решение:
11.1.
- это образ деспотичной («...а я люблю, чтоб и чужие меня слушали...»), злой («госпожа бесчеловечная») помещицы, которая не считает получение образования важной составляющей жизни;
- но Простакову растил жадный и необразованный отец, поэтому ее поведение – результат воспитания;
- героиня любит сына: «...одна моя отрада – Митрофанушка». Но из-за выбранной Простаковой системы воспитания, основанной на вседозволенности, и собственного примера, Митрофан бросает ее в сложный момент в финале произведения.
11.2.
- Число 12 − количество красноармейцев в отряде связано с количеством апостолов Иисуса Христа. Они делают великое дело, по мнению автора, но путём убийств, грабежей, вседоволенности. Сам Иисус Христос как предводитель революции показывает её божественную миссию.
- Цвета: чёрный и белый − противостояние старого и нового мира. Красный − символ революции, преобразований, но в то же время крови.
- Ветер, который сносит вс на своём пути, и мировой пожар − символы, показывающие революцию как опасное, непредсказуемое время.
- Старуха, поп, буржуй, «безродный» пёс − символы старого, отжившего мира.
11.3.
- «Мне голос был. Он звал утешно…» (лирическая героиня остаётся верна родине даже в тяжёлые времена).
- «Не с теми я, кто бросил землю...» (лирическая героиня презирает тех, кто уехал из России, она останется, как бы сложно не было).
- «Мужество» (поддержка родины во время Великой Отечественной войны, необходимость сохранить её свободу, культуру и язык).
11.4.
На примере «Войны и мира» Л. Н. Толстого: автор в романе-эпопее показывает настоящую любовь к родине
- Родина для Толстого − это обычный народ, победа в Отечественной войне − заслуга «силы народной». Это показано на примерах подвигов капитана Тушина, капитана Тимохина. Кутузов, как мудрый военноначальник, понимает это. Важный образ представителя народа − Платон Каратаев.
- любимые герои писателя проявляют патриотизм: Наташа, покидая Москву, отдаёт подводы раненым: Пьер остаётся в Москве и оказывается на поле битвы.
- Толстой показывает и ложный патриотизм на примере нелюбимых героев (Элен, Анна Шерер, Василий Курагин).
11.5.
- с помощью мимики показать пренебрежение к Павлу Петровичу в сцене их знакомства.
- в сценах споров с Кирсановым-старшим показывать развязность, спокойствие на контрасте с эмоциональным Павлом Петровичем.
- в сцене признания Одинцовой изобразить внутренние переживания, страсть, волнение героя, не привыкшего испытывать подобные эмоции.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)