Решение:
11.1.
- Нравственный смысл заключается в критике моральных и социальных пороков общества того времени. Автор показывает, что люди могут быть несправедливыми и жестокими друг к другу, и что общество может быть подавляющим для отдельных личностей (Приводим в пример диалог Кулигина о «жестоких нравах»).
- Пьеса подчеркивает важность индивидуальности и свободы личности. Каждый человек имеет право на собственное мнение и свободу выбора, и общество не должно ограничивать их в этом (В качестве примера можно рассмотреть образ Катерины, монолог героини о свободе).
- Пьеса призывает к изменениям и реформам в обществе. Она показывает, что люди должны бороться за права и свободы, и что общество должно стать более справедливым и гуманным (В качестве примера приводим развязку пьесы: самоубийство Катерины побудило героев к действиям - Варвара сбегает из города, Тихон идёт на бунт против матери).
11.2.
В поэме «Двенадцать» А. Блока образы и символы играют ключевую роль в передаче основной идеи произведения. Они помогают создать атмосферу и передать настроение произведения:
- Ообразы двенадцати красногвардейцев символизируют революцию – грубую, жестокую, безэмоциональную, неизбежную.
- Метель - символ холода и безжизненности - передаёт отчуждение и безысходность, а также стихийность революции.
- Образ старого пса – это образ старой России, которой ничего не остается, кроме как идти за революционерами вслед.
- Иисус Христос, ведущий за собой отряд красногвардейцев – символ лушего будущего России, необходимости перемен.
11.3.
- В стихотворении «Нате!» лирический герой протестует против ограниченности общества, его неспособности ценить духовное. Создается образ толпы – самодовольной, сытой и равнодушной к переживаниям лирического героя. Используется антитеза: “бабочка поэтиного сердца” противопоставляется «озверевшему» окружению
- В стихотворении «Варшава» лирический герой протестует против войны и насилия. Он выражает несогласие с тем, что люди убивают друг друга из-за политических и экономических интересов, и призывает к миру и прекращению насилия.
- В стихотворении «Прозаседавшиеся» лирический герой протестует против общественного строя. В стихотворении высмеивается большое количество заседаний, в которых нет смысла. Для передачи абсурдности происходящего автором используется гротеск: «Поневоле приходится раздвояться. // До пояса здесь, // а остальное // там»
11.4.
- В «Записках охотника» природа представлена как неотъемлемая часть жизни людей. Она является не только фоном для событий, но и активным участником повествования.
- Главный герой рассказов, охотник-одиночка, является символом человека, который умеет ценить и уважать природу. Он понимает, что человек и окружающий мир связаны друг с другом и должны жить в гармонии.
- В «Записках охотника» Тургенев показывает, что люди должны бережно относиться к природе и сохранять её для будущих поколений. Он критикует тех, кто не уважает природу и разрушает её, что приводит к экологическим проблемам и гибели животных.
11.5.
- Важно передать особенности характеров главных героев. Так, например, Наташа Ростова не ищет «правду», она изначально ее интуитивно чувствует, понимает. Ее образ – проявление «живой жизни». Она не обладает рациональностью и практичностью, но ей это не нужно. Помимо этого важно обратить внимание на близость девушки к народу, а также на изменение героини в эпилоге.
- Важно уделить особое внимание сценам, повлиявшим на мировоззрение главных героев (Аустерлицкое сражение у Болконского, встреча с Платоном Каратаевым у Пьера)
- Помимо этого важно уделить внимание и характерам второстепенных героев. Каждый из них относится к определенному типу персонажей. Так, Каратаев и Кутузов - мудрые герои, наставники, семьи Курагиных и Друбецких - «прожигатели жизни», не отличающиеся тягой к духовному.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов
3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)