Решение:
11.1.
- отражает сюжет произведения. Чичиков скупает души умерших крестьян и хочет заработать на этом «двести тысяч»;
- души крестьян нельзя назвать «мертвыми», потому что образ народа показан в произведении разносторонним. Со многими крепостными происходили удивительные события;
- при этом внутренний мир помещиков, которых посещает Чичиков, предстает в поэме «мертвым». Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».
11.2.
В поэме «Двенадцать» А. Блока образы и символы играют ключевую роль в передаче основной идеи произведения. Они помогают создать атмосферу и передать настроение произведения:
- Ообразы двенадцати красногвардейцев символизируют революцию – грубую, жестокую, безэмоциональную, неизбежную.
- Метель - символ холода и безжизненности - передаёт отчуждение и безысходность, а также стихийность революции.
- Образ старого пса – это образ старой России, которой ничего не остается, кроме как идти за революционерами вслед.
- Иисус Христос, ведущий за собой отряд красногвардейцев – символ лушего будущего России, необходимости перемен.
11.3.
- В стихотворении «Нате!» лирический герой протестует против ограниченности общества, его неспособности ценить духовное. Создается образ толпы – самодовольной, сытой и равнодушной к переживаниям лирического героя. Используется антитеза: “бабочка поэтиного сердца” противопоставляется «озверевшему» окружению
- В стихотворении «Варшава» лирический герой протестует против войны и насилия. Он выражает несогласие с тем, что люди убивают друг друга из-за политических и экономических интересов, и призывает к миру и прекращению насилия.
- В стихотворении «Прозаседавшиеся» лирический герой протестует против общественного строя. В стихотворении высмеивается большое количество заседаний, в которых нет смысла. Для передачи абсурдности происходящего автором используется гротеск: «Поневоле приходится раздвояться. // До пояса здесь, // а остальное // там»
11.4.
- В «Записках охотника» природа представлена как неотъемлемая часть жизни людей. Она является не только фоном для событий, но и активным участником повествования.
- Главный герой рассказов, охотник-одиночка, является символом человека, который умеет ценить и уважать природу. Он понимает, что человек и окружающий мир связаны друг с другом и должны жить в гармонии.
- В «Записках охотника» Тургенев показывает, что люди должны бережно относиться к природе и сохранять её для будущих поколений. Он критикует тех, кто не уважает природу и разрушает её, что приводит к экологическим проблемам и гибели животных.
11.5.
- Важно передать особенности характеров главных героев. Так, например, Наташа Ростова не ищет «правду», она изначально ее интуитивно чувствует, понимает. Ее образ – проявление «живой жизни». Она не обладает рациональностью и практичностью, но ей это не нужно. Помимо этого важно обратить внимание на близость девушки к народу, а также на изменение героини в эпилоге.
- Важно уделить особое внимание сценам, повлиявшим на мировоззрение главных героев (Аустерлицкое сражение у Болконского, встреча с Платоном Каратаевым у Пьера)
- Помимо этого важно уделить внимание и характерам второстепенных героев. Каждый из них относится к определенному типу персонажей. Так, Каратаев и Кутузов - мудрые герои, наставники, семьи Курагиных и Друбецких - «прожигатели жизни», не отличающиеся тягой к духовному.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)