Решение:
11.1.
О недолговечности власти кабаних и диких говорит то, что младшее поколение живёт по другим принципам.
- Катерина открыто пошла против власти «тёмного царства».
- Тихон, который на протяжении драмы подчинялся матери, в конце выразил свой протест, упрекнул мать в смерти Катерины.
- Варвара и Кудряш по-своему сопротивлялись власти «тёмного царства», пусть даже с помощью хитрости и обманов.
11.2.
В массовых сценах показано лицо народа, судьба отдельных людей, трагедия страны.
- Через бытовые массовые сцены описывается обычная трудовая жизнь казачества, их нравы, традиции.
- Сцены стражений показывают жестокость, бесмысленность войны.
- Массовые сцены с казаками (например, мобилизация) показывают единство народа.
11.3.
Своеобразие темы в том, что для автора было очень важно уловить и передать состояние души человека, ёмко и точно выразить сущность творчества. Кроме того, творчество у Пастернака тесно связано с природой (для передачи этой связи используются метафоры, олицетворения, сравнения).
- «Определение поэзии» (поэт пытается обозначить природу поэтического творчества).
- «Про эти стихи» (автор описывает жизнь, которая подчинена процессу творчества).
- «Во всем мне хочется дойти...» (поэт стремится уловить и передать подлинное состояние души человека).
11.4.
На примере «Недоросля».
- В комедии показаны отрицательные герои, в том числе Простакова. На ее примере дается урок о том, к чему может привести жестокость. Из-за нее у героини забрали право управлять имением.
- Еще один отрицательный герой - Митрофан. В его образе автором высмеивается необразованность и отсутствие понимания важности служения родине.
- Простаковой и Митрофану противопоставляются положительные герои - Стародум, Правдин, Софья и Милон. Их образы - олицетворение нравственности и благородства.
11.5.
- важно отразить сочетание немецкого и русского в образе героя.
- нужно отразить внутренний конфликт, который появляется из-за чувств к Ольге и разрешается после признания в них.
- необходимо помнить о том, как Штольц любил Обломова, поэтому на высказваниях Андрея Ивановича о друге нужно обращать особое внимание.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов
3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)