Просмотр задания №48

Тема : А. Н. Островский. «Гроза»,М. А. Шолохов. «Тихий Дон»,Лирика Б. Л. Пастернака
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№48
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения. Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
11.2. Роль массовых сцен в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».
11.3. В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака? (На примере не менее трёх стихотворений.)
11.4. Урок нравственной красоты и благородства. (На примере произведения одного из писателей: Д. И. Фонвизин, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.)
11.5. Какие рекомендации Вы дадите исполнителю роли Штольца в экранизации романа Гончарова «Обломов»? (С опорой на текст произведения.)

Решение:

11.1.

О недолговечности власти кабаних и диких говорит то, что младшее поколение живёт по другим принципам.
  • Катерина открыто пошла против власти «тёмного царства».
  • Тихон, который на протяжении драмы подчинялся матери, в конце выразил свой протест, упрекнул мать в смерти Катерины.
  • Варвара и Кудряш по-своему сопротивлялись власти «тёмного царства», пусть даже с помощью хитрости и обманов.

11.2.

В массовых сценах показано лицо народа, судьба отдельных людей, трагедия страны.

  • Через бытовые массовые сцены описывается обычная трудовая жизнь казачества, их нравы, традиции.
  • Сцены стражений показывают жестокость, бесмысленность войны.
  • Массовые сцены с казаками (например, мобилизация) показывают единство народа.

11.3.

Своеобразие темы в том, что для автора было очень важно уловить и передать состояние души человека, ёмко и точно выразить сущность творчества. Кроме того, творчество у Пастернака тесно связано с природой (для передачи этой связи используются метафоры, олицетворения, сравнения).

  • «Определение поэзии» (поэт пытается обозначить природу поэтического творчества).
  • «Про эти стихи» (автор описывает жизнь, которая подчинена процессу творчества).
  • «Во всем мне хочется дойти...» (поэт стремится уловить и передать подлинное состояние души человека).

11.4.

На примере «Недоросля».

  • В комедии показаны отрицательные герои, в том числе Простакова. На ее примере дается урок о том, к чему может привести жестокость. Из-за нее у героини забрали право управлять имением.
  • Еще один отрицательный герой - Митрофан. В его образе автором высмеивается необразованность и отсутствие понимания важности служения родине.
  • Простаковой и Митрофану противопоставляются положительные герои - Стародум, Правдин, Софья и Милон. Их образы - олицетворение нравственности и благородства.

11.5.

  • важно отразить сочетание немецкого и русского в образе героя.
  • нужно отразить внутренний конфликт, который появляется из-за чувств к Ольге и разрешается после признания в них.
  • необходимо помнить о том, как Штольц любил Обломова, поэтому на высказваниях Андрея Ивановича о друге нужно обращать особое внимание.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)