Задание №4170 ЕГЭ по Литературе
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
11.1. Двойники в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
11.2. Почему о герое рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрее Соколове можно сказать «русский чудо-человек» (А. Т. Твардовский)?
11.3. Социальная проблематика лирики А. А. Блока.
11.4. Сатира в творечестве отечественных писателей (На примере произведения одного из писателей: Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов.)
11.5. Роль музыки в литературе. (С опорой на текст одного произведения по выбору.)
Решение:
11.1.
- Разумихин. Онпротивоположность героя. Разумихин активен, жизнерадостен, общителен. Дмитрий стойко переносит удары судьбы, строит планы на будущее и никогда не впадает в отчаяние. Раскольников же мрачен и не разговорчив, не умеет справляться со сложностями.
- Лужин. Петр – лицемерный человек, который пытается казаться благородным и честным, но на самом деле имеет лживую натуру. Идя к цели, он руководствуется принципом «Все средства хороши». В этом и есть их сходство с Раскольниковым.
- Свидригайлов. Человек, незнающий морали и нравственности. Говорит Родиону: «Мы одного поля ягоды». Они оба противоречивых героя.
11.2.
- Андрей Соколов настоящий русский человек. Он патриот. Он любит родину, потому что готов защищать её до последней капли крови.
- Андрей Соколов, потеряв всё, нашел в себе силы жить, любить и оставаться настоящим человеком.
- Андрей Соколов носитель характера всего народа. Главное из этих черт – любовь и привязанность к родной стране.
11.3.
- «Фабрика». Тема социальной несправедливости. Поэт описывает тяжёлую службу рабочих, которые обречены на раннюю смерть и плохое здоровье.
- «Рождённые в года глухие пути не помнят». Поэт пишет о людях, которые родились в непростое время. Первая мировая война стала символом потер и печали.
- «На железной дороге». Социальная проблематика. Женщина, вероятно, была крестьянкой. Её приход на железнодорожную станцию показывает готовность к переменам, но она поддаётся сомнениям и не может найти опоры: для неё в вагоне нет места.
11.4.
- «Ревизор» Н.В. Гоголь. Гоголь смеётся как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония и взяточничество – все это показано в произведении.
- Гоголь сатирически изображает жизнь городской бюрократии, показывая, как они живут за счёт народа и как легко они принимают взятки и подкупы. Он также критикует мещанское общество, показывая его жадность и корысть.
- Однако, Гоголь не ограничивается только критикой и сатирой. В произведении также присутствуют элементы комедии и драмы, что делает его более разнообразным для читателя.
11.5.
- «Гранатовый браслет» Александр Куприн. Музыка играет важную роль, она помогает создать особую атмосферу и передать эмоции героев
- Музыка отражает силу и значимость воспоминаний, привнося эмоциональный фон к прошлым событиям и взаимоотношениям. Благодаря ей автор передает читателю главную мысль о том, как прошлые события оказывают влияние на настоящее и формируют личность героев
- «Аппассионата» Бетховена является символом неразделенной любви, она оправдывает и возвышает её.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов
3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)