Решение:
11.1.
Для ответа на вопрос необходимо рассмотреть и проанализировать 3 стихотворения поэта. Предлагаю взять:
- «Пророк» - в стихотворении раскрывается тема отношения толпы к поэту. Она осуждает «пророка» и изгоняет его из общества, потому что не готова принимать «правды чистые ученья». Проводится антитеза между мирами людей и природы, так как «звезды слушают» пророка, в отличие от толпы;
- «Смерть поэта» - трагическая жизнь поэта, которого не ценило общество;
- «Как часто, пёстрою толпою окружен...» - в стихотворении отображается конфликт поэта и толпы, проводится антитеза между лживым светским обществом и родными, «естественными» местами. В финале лирический герой выражает желание противостоять толпе.
11.2.
- на каторге герой показан одиноким. Другие преступники не любят Раскольникова за его излишнюю гордость, при этом хорошо относятся с Соне. Показано, что герой все еще отделен от общества, так как не отказался от теории
- в эпилоге после серьезной болезни и сна о моровой язве, из-за которой все “должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных” герой понимает, что не существует “крови по совести” и что людей нельзя делить на разряды – происходит развенчание теории:“Вместо диалектики наступила жизнь”
- важную роль играет пейзаж, показанный в эпилоге. Упоминаются “широкая и пустынная река”, окрестности, где была “свобода”. Это пространство, где Раскольников смог “воскреснуть” и осознать любовь к Соне, контрастирует с душным Петербургом
11.3.
- герои легенд являются антиподами. на контрасте изображены два мировоззрения - горделивый и эгоистичный взгляд на жизнь Ларры и альтруистичные ценности Данко, его готовность пожертвовать жизнью ради других. так, через образы персонажей раскрываются два противоположных видения человеческих взаимоотношений - полная отрешённость и высокомерие Ларры и безусловная любовь Данко.
- легенды носят поучительный характер, а также раскрывают социальные проблемы. эгоизм Ларры привёл к его изгнанию и вечному одиночеству, а альтруистичный подвиг Данко остался незамеченным - его сердце, ставшее «факелом великой любви к людям», растоптал один из спасённых им.
- легенды раскрывают собирательный образ Изергиль, представляют две грани её личности. Героиня совмещает в себе эгоизм и равнодушие Ларры, но в то же время любовь к людям и готовности идти на жертвы Данко.
11.4.
Рассмотрим на примере произведения «Отцы и дети»:
- Базаров - нигилист, отрицающий общепринятые ценности, в том числе и любовь: «ведь это чувство напускное...». Встретив Одинцову, герой испытывает к ней чувства, а из-за этого осознаёт, что его теория - нежизнеспособна. Любовь героя не оказывается взаимной, его судьба трагична.
- В то же время, в произведении показана счастливая любовь. Через 6 месяцев после смерти Базарова показаны 2 свадьбы – Аркадия с Катей и Николая Кирсанова с Фенечкой. Эти герои смогли найти счастье в любви, построить крепкие отношения.
- Помимо этого, в произведении поднимается тема родительской любви. Отец и мать Базарова стараются найти общий язык с сыном, а после смерти героя тяжело переживают потерю. Николай Кирсанов тоже выражает любовь к сыну: стремится поддерживать его во всем, заботится об Аркадии.
11.5.
- важно обратить внимание на портретные характеристики Свидригайлова: герой - немолодой мужчина, пользующийся тростью для передвижения, но в то же время носящий «щегольскую» одежду. Необходимо продемонстрировать несоответствие возраста героя его внешнему виду, поведению.
- помимо этого, следует обратить внимание на отношение Свидригайлова к самому себе. Герой, в отличие от Раскольникова, понимает, что он недостойный, низкий человек. В то же время, персонаж умеет производить положительное впечатление: «Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами...». Важно отразить хитрый, бесчестный и порочный характер Свидригайлова, который он умеет скрывать при необходимости.
- важно уделить особое внимание поведению Свидригайлова перед самоубийством. Герой начинает совершать благородные, альтруистичные поступки: дает Соне 3 тысячи, невесте – 15 тысяч. Это характеризует Свидригайлова как неоднозначного персонажа, способного как на добро, так и на зло.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: NeoFamily