Задание №23832 ЕГЭ по Литературе

Тема : Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»,М. Горький. «Старуха Изергиль»,Лирика В. В. Маяковского
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№23832
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
11.2. Роль легенд в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
11.3. Сатира В. В. Маяковского. (На примере не менее трёх произведений.)
11.4. Тема любви в произведениях XIX - XX в. (На примере произведения одного из писателей: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов.)
11.5. Какие рекомендации можно дать актёру, работающему над ролью Свидригайлова в экранизации романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? (С опорой на текст произведения.)

Решение:

11.1.

  • на каторге герой показан одиноким. Другие преступники не любят Раскольникова за его излишнюю гордость, при этом хорошо относятся с Соне. Показано, что герой все еще отделен от общества, так как не отказался от теории
  • в эпилоге после серьезной болезни и сна о моровой язве, из-за которой все “должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных” герой понимает, что не существует “крови по совести” и что людей нельзя делить на разряды – происходит развенчание теории:“Вместо диалектики наступила жизнь”
  • важную роль играет пейзаж, показанный в эпилоге. Упоминаются “широкая и пустынная река”, окрестности, где была “свобода”. Это пространство, где Раскольников смог “воскреснуть” и осознать любовь к Соне, контрастирует с душным Петербургом

11.2.

  • герои легенд являются антиподами. на контрасте изображены два мировоззрения - горделивый и эгоистичный взгляд на жизнь Ларры и альтруистичные ценности Данко, его готовность пожертвовать жизнью ради других. так, через образы персонажей раскрываются два противоположных видения человеческих взаимоотношений - полная отрешённость и высокомерие Ларры и безусловная любовь Данко.
  • легенды носят поучительный характер, а также раскрывают социальные проблемы. эгоизм Ларры привёл к его изгнанию и вечному одиночеству, а альтруистичный подвиг Данко остался незамеченным - его сердце, ставшее «факелом великой любви к людям», растоптал один из спасённых им.
  • легенды раскрывают собирательный образ Изергиль, представляют две грани её личности. Героиня совмещает в себе эгоизм и равнодушие Ларры, но в то же время любовь к людям и готовности идти на жертвы Данко. 

11.3.

Разберём на примере трёх стихотворений, предлагаю взять: 

  • «Нате» (создается образ толпы – самодовольной, сытой и равнодушной к переживаниям лирического героя. Используется антитеза: «бабочка поэтиного сердца» противопоставляется «озверевшему» окружению)
  • «Прозаседавшиеся» (в стихотворении высмеивается большое количество заседаний, в которых нет смысла (то есть и общественный строй в более широком понимании). Для передачи абсурдности происходящего автором используется гротеск: «Поневоле приходится раздвояться // До пояса здесь, // а остальное // там»)
  • «Гимн обеду» (в стихотворении обличается такой порок как неумеренное потребление еды. Для отражения масштабности проблемы используется гипербола, так как обедать идут сразу целые «миллионы». В названии присутствует слово “гимн», имеющее связь с чем-то возвышенным, грандиозным, в сочетании вместе с повседневным, заурядным «обедом», что показывает абсурдность такого внимательного отношения к еде)

11.4.

Рассмотрим на примере произведения «Отцы и дети»: 

  • Базаров - нигилист, отрицающий общепринятые ценности, в том числе и любовь: «ведь это чувство напускное...». Встретив Одинцову, герой испытывает к ней чувства, а из-за этого осознаёт, что его теория - нежизнеспособна. Любовь героя не оказывается взаимной, его судьба трагична.
  • В то же время, в произведении показана счастливая любовь. Через 6 месяцев после смерти Базарова показаны 2 свадьбы – Аркадия с Катей и Николая Кирсанова с Фенечкой. Эти герои смогли найти счастье в любви, построить крепкие отношения.
  • Помимо этого, в произведении поднимается тема родительской любви. Отец и мать Базарова стараются найти общий язык с сыном, а после смерти героя тяжело переживают потерю. Николай Кирсанов тоже выражает любовь к сыну: стремится поддерживать его во всем, заботится об Аркадии. 

11.5.

  • важно обратить внимание на портретные характеристики Свидригайлова: герой - немолодой мужчина, пользующийся тростью для передвижения, но в то же время носящий «щегольскую» одежду. Необходимо продемонстрировать несоответствие возраста героя его внешнему виду, поведению.
  • помимо этого, следует обратить внимание на отношение Свидригайлова к самому себе. Герой, в отличие от Раскольникова, понимает, что он недостойный, низкий человек. В то же время, персонаж умеет производить положительное впечатление: «Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами...». Важно отразить хитрый, бесчестный и порочный характер Свидригайлова, который он умеет скрывать при необходимости.
  • важно уделить особое внимание поведению Свидригайлова перед самоубийством. Герой начинает совершать благородные, альтруистичные поступки: дает Соне 3 тысячи, невесте – 15 тысяч. Это характеризует Свидригайлова как неоднозначного персонажа, способного как на добро, так и на зло.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: NeoFamily