Решение:
11.1.
- через лирические отступления, в которых присутствуют авторские рассуждения. Так, создатель «Слова...» выражает любовь к Родине («О, Русская земля! Уже ты за холмом»), рассказывает об историческом прошлом Руси и показывает своё отношение к действиям князей;
- через изображение пейзажа. Природа играет значимую роль в композиции произведения, именно солнечное затмение предупреждает дружину Игоря о предстоящем поражении. Также важен эпизод плача Ярославны: героиня обращается к стихии и просит её помочь князю бежать из плена. С помощью образов пейзажей, автор «Слова...» не только передаёт атмосферу происходящего, но и выражает собственное отношение к событиям;
- через золотое слово Святослава. Через монолог правителя раскрывается.
11.2.
- в пьесе Чехов изобразил прошлое, будущее и настоящее России. Так, представителями дворянства выступили поверхностные и легкомысленные Гаев и Раневская. Герои несамостоятельны, расточительны и сильно привязаны к прошлому, из-за чего не способны замечать и решать существующие в настоящем проблемы. Представителем современности выступил деятельный Лопахин. Герой не способен понять привязанность Раневской к вишневому саду и видит в нём лишь средство обогащения. Представителями будущего России стали Аня Раневская и Петя Трофимов. Герои мечтательны и энергичны, они видят в будущем надежду на лучшее.
- в пьесе не присутствует острых конфликтов и столкновений, характеры героев раскрываются на фоне бытовых событий. Психологический портрет персонажей изображается с помощью сравнения их поведения со словами насчёт вишневого сада. Так, после того, как Гаев провозглашает себя «спасителем имения», герой обращается к Фирсу со словами: «Так и быть, сам разденусь». Комические образы персонажей раскрываются во время прогулок, сборов, принятия пищи.
- в произведении нет идеальных персонажей, каждый из героев неоднозначен. Так, Гаев и Раневская глупы и несамостоятельны, Лопахин циничен, смысл жизни он видит лишь в работе, а Петя Трофимов - «вечный студент», который, несмотря на мечтательность, неспособен на решительные поступки. С помощью системы образов Чехов показывает достоинства и недостатки представителей разных временных промежутков страны, делает героев реалистичными
11.3.
Берём три стихотворения Ахматовой, в которых присутствуют «вечные темы» и анализируем каждое из них. Можно привести:
- «Песня последней встречи», тема любви
- «Мне голос был. Он звал утешно...», тема родины
- «Приморский сонет», тема жизни и смерти
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)