Задание №55 ЕГЭ по Литературе

Тема : Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»,Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»,А. А. Ахматова. «Реквием»,Лирика Б. Л. Пастернака
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№55
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)
11.2. Связь личной судьбы и истории народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
11.3. Связь природы и человека в лирике Пастернака. (На примере двух-трёх произведений.)
11.4. Конфликт поколений на страницах русской литературы. (На примере произведения одного из писателей: А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. П. Чехов.)
11.5. Какими Вам видятся портреты героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (С опорой на текст произведения.)

Решение:

11.1.

  • Теория Раскольникова о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» приводит героя к внутреннему конфликту.
  • Герой считает себя выше других людей, но не способен чувствовать себя как «право имеющий» т.к. им движет сострадание.
  • Раскольников не может применить теорию на практике, так как она противоречит его внутренним убеждениям и моральным принципам. Он убивает старуху-процентщицу, что приводит к чувству вины за преступление.
  • Но герой не может отказаться от теории, т.к. это последняя опора в его жизни - вера в собственное великое предназначение.

11.2.

  • В поэме «Реквием» (1935–1940) А. А. Ахматова соединяет личную судьбу и историю народа. Она описывает переживания во время репрессий и страдания родных и близких, а также обращается к историческим событиям и героям, которые пережили подобные испытания.
  • Личная судьба Ахматовой и история народа тесно связаны в поэме «Реквием». Ее сын и муж были арестованы. Она сама испытала все чувства, показанные в поэме.
  • Ахматова показывает, что индивидуальная судьба каждого человека неотделима от судьбы всего народа, и выражает надежду на преодоление трудностей и возрождение нации.

11.3.

  • В стихотворении «Весна» (1918) Пастернак изображает связь природы и человека. Он описывает, как природа пробуждается после зимы и человек вместе с ней испытывает обновление и возрождение: «Весна идёт, весна идёт, // И тихих, тёплых майских дней // Румяный, светлый хоровод».
  • В стихотворении «Сосны» (1923) Пастернак описывает взаимодействие человека с природой. Он показывает, как человек и природа взаимосвязаны и зависят друг от друга: «Сосны, ветер — и я, // Мы вместе здесь, в этом мире, // И нам дано счастье жить».
  • В стихотворении «Береговая песня» (1956) Пастернак изображает связь человека и природы. Он описывает, как человек и природа взаимодействуют и зависят друг от друга: «И мы с тобою вместе // Вдруг стали частью моря, // И волны плещут над нами, // И мы дышим ими».

11.4. В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева:

  • Поколение «отцов» представляет собой консервативную элиту, которая не готова принимать новые идеи и мировоззрения. Они не могут понять и принять детей, которые стремятся к свободе и прогрессу.
  • Поколение «детей» — это новое поколение, которое стремится к свободе и прогрессу. Они не согласны с устаревшими взглядами и идеями старшего поколения. Они хотят жить по новым правилам и не боятся высказывать мнение.
  • В романе «Отцы и дети» конфликт поколений выражается не только в противостоянии двух поколений, но и в столкновении двух идеологий — прогрессистской и ретроградной. Это приводит к глубокому расколу в обществе и вызывает много вопросов у читателей.

11.5.

  • Портреты героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1864) Н. А. Некрасова являются многогранными и многозначными. Автор показывает различные типы людей, их характеры, мотивы и ценности.
  • Портреты героев позволяют читателю лучше понять общественные проблемы и противоречия того времени. Некрасов использует героев, чтобы выразить отношение к различным слоям общества и показать их взаимосвязь. Крестьяне бедны. Женщины несчастны. Дворяне жадны и неблагодарны.
  • Портреты героев помогают автору создать живые и запоминающиеся образы, которые оставляют глубокое впечатление на читателя. Они отражают разнообразие крестьянской жизни. Важная глава, показывающая разнообразие «Пьяная ночь».

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)