Банк заданий
Варианты ЕГЭ
Умный справочник
Магазин курсов
Скидки
Mои Занятия
Мои варианты
Избранные задания
Умное повторение
Настройки

Просмотр задания №54

Тема : Л. Н. Толстой. «Война и мир»,М. Горький. «На дне»,Лирика А. А. Ахматовой
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.
11 линия
№54
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при меньшем объёме слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

11.1. Какое место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» занимает образ Платона Каратаева?
11.2. В чём заключается внутренняя драма героев пьесы М. Горького «На дне»?
11.3. Патриотические мотивы в лирике А. А. Ахматовой. (На примере двух-трёх произведений.)
11.4. Нравы чиновничества на страницах русской литературы. (На примере произведения одного из писателей: А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов.)
11.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

Решение:

11.1.

  • Платон Каратаев – один из ключевых персонажей романа «Война и мир», который занимает важное место в судьбе главного героя, Пьера Безухова.
  • Каратаев олицетворяет собой русский национальный характер, его образ символизирует народную мудрость и доброту.
  • Через образ Каратаева Толстой выражает философию истории, утверждая, что именно народ является движущей силой исторических процессов.

11.2.

  • Внутренняя драма героев пьесы «На дне» заключается в их неспособности изменить жизнь к лучшему. Герои пьесы страдают от нищеты, болезней, алкоголизма, но не могут найти в себе силы преодолеть эти трудности.
  • Актер пьет, но это лишь следствие творческой нереализованности. Для него игра на сцене «как водка», но при этом ему не хватает таланта (играл второго землекопа в «Гамлете» — это роль без слов).
  • Герои не находят места в жизни и не предпринимают попыток подняться с «дна». Они сами – причина проблем. Каждого устраивает такое положение дел.

11.3.

  • В стихотворении «Родная речь» (1940) Ахматова обращается к теме войны и патриотизма. Она пишет о том, как больно ей видеть, что происходит с Родиной, и выражает готовность разделить судьбу страны: «И если будет надо / Мне положить жизнь за Родину, за царя — // Я это сделаю, пойду на плаху».
  • В стихотворении «Бойцы» (1941) Ахматова обращается к образу защитника Родины. Она пишет о том, что бойцам трудно, что они устали, но не сдаются, потому что от их действий зависит судьба страны: «А если кто-нибудь из них сегодня устанет, // Кто грозный бой вести будет завтра?»
  • В стихотворении «Варварство» (1942) Ахматова осуждает варварские акты фашистов на оккупированных территориях и призывает к сопротивлению: «Не забывайте, что в каждом городе, / В каждой деревне есть ещё люди, // И мы вернём себе наши берлинские / И московские улицы».

11.4.
В пьесе «Горе от ума» (1825) А. С. Грибоедов изображает нравы чиновничества и критикует их. Автор осуждает:

  • Чинопочитание (стремление к высокому статусу и преклонение перед ним)
  • Консерватизм (Суждения из газет «Времен Очакова и покоренья Крыма»)
  • Западничество («французик из Бордо», которым все восхищаются, не видит разницы между Россией и Францией, т.к. здесь те же нравы, та же мода)

11.5.

  • Просмотр кинофильма может быть интересным и захватывающим опытом, но он не может полностью заменить чтение книги. Во время просмотра фильма зритель видит только визуальную интерпретацию произведения, в то время как чтение книги позволяет ему погрузиться в мир текста, ощутить атмосферу произведения и понять его глубинный смысл. Например, читая произведение Л.Н Толстого «Война и мир» мы можем представлять себе героев и события, совсем не так как их показывают в сериале
  • Экранизация по мотивам произведения может быть хорошим способом привлечь новых читателей к литературе, но она не может передать всего богатства и сложности текста. Кинофильм может упростить сюжет и персонажей, а также изменить финал произведения. Так, например различаются многие моменты произведения Шолохова «Тихий Дон» и сериала, снятого по мотивам этого произведения
  • Хотя экранизация может быть интересной, она не может полностью передать все аспекты и темы произведения. Чтение книги позволяет читателю самому сформировать видение произведения и понять его глубинный смысл.Так, например, в сериале, снятом по мотивам произведения Л. Н. Толстого «Война и мир» очень сокращается содержание самого произведения

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов

2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов

3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов

4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов

5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок 0 баллов

6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки  1 балл
Допущено две или более ошибки 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)