- Умный справочник
- История
- СССР в 1985-1991 годы: культура
СССР в 1985-1991 годы: культура
***
В культурной жизни эпохи Перестройки огромную роль сыграла политика гласности — более широкое информирование населения перевернуло их представление о многих элементах политики, истории и открыло глаза на проблемы современного их общества.
О той буре, что вызвала гласность в общественной жизни, мы писали вот тут, в этой же статье, мы остановимся на культурных изменениях.
***
Литература
Даже в 1980-е, когда телевидение было уже широко распространено в СССР, чтение оставалось важнейшим досугом для его граждан (о чём говорят просто гигантские тиражи популярных в то время газет). Одной из причин интереса к журналам можно назвать тот факт, что в них публиковались книги (или их отдельные главы).
Так, благодаря гласности, широкой публике стали доступны запрещённые ранее по идеологическим причинам работы:
- А. Солженицына — «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»
- Б. Пастернака — «Доктор Живаго»
- М. Булгакова — «Мастер и Маргарита», «Записки юного врача»
- В. Набокова — «Лолита»
- Е. Замятина — «Мы»
- А. Платонова — «Котлован», «Чевенгур»
- Поэзия А. Ахматовой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама
Взгляды этих творцов на Советский Союз, их судьба и судьба их работ — всё это сыграло не меньшую роль в развитии общественных дискуссий, чем раскрытие архивов или политические передачи по ТВ.

Важным феноменом стали и книги, написанные в эпоху перестройки. В первую очередь, они были посвящены сталинизму — ведь именно в 1980-е годы, наконец, стало возможно свободно говорить и писать на эту тему:
- А. Рыбаков написал роман «Дети Арбата» о судьбах нескольких людей, выросших в 1920-1930-х годах.
- Д. Гранин в работе «Зубр» и В. Дудинцев в романе «Белые одежды» раскрыли судьбы учёных-генетиков, что подверглись травле.
Резонансной стала «Плаха» Ч. Айтманова, в которой говорится уже о трудностях жизни 1980-х годов и впервые публично поднимается вопрос наркомании.
Музыка
Ситуация с музыкой в 1980-х годах была довольно своеобразной: с одной стороны, огромную популярность сохранили эстрадные артисты, что взошли на пик славы ещё при Брежневе — М. Магомаев, А. Пугачёва, Л. Лещенко, С. Ротару и другие.
Продолжателями их дела стали появившиеся в 1980-е годы группы «На-На», «Мираж» и «Ласковый май», которые соединяли в себе элементы советской эстрады и дошедших до СССР в то время западных поп-музыки и диско.

С другой стороны — ослабление цензуры сняло запреты с советской и зарубежной рок-музыки, которая стала невероятно популярна среди молодёжи. По всей стране стали появляться теперь уже официальные рок-клубы, где выступали «Машина Времени», «ДДТ», «Аквариум» «Nautilus Pompilius», «Ария», «Гражданская Оборона» и другие.
В СССР вперые смогли приехать зарубежные звёзды — «Scorpions», «Metallica», «Pink Floyd», рок-фестиваль в Москве 1989 года стал одним из самых масштабных в истории.
Символом перестройки стала, конечно, группа «Кино» вместе с солистом В. Цоем — их песню «Хочу перемен!» нередко называют гимном того времени.

Более того, гласность раскрыла и запрещённые до этого классические произведения Шнитке и Ростроповича (сам Ростропович даже смог вернуться на родину, которого лишили гражданства при Брежневе).
Изобразительное искусство
Живопись 1980-х годов была представлена, в основном, двумя элементами:
- Выходом из-под цензуры работ авангардистов — публике снова стали доступны картины К. Малевича, В. Кандинского, П. Филонова
- Огромной популярностью плакатов
прим.
Возвращение к плакатам объясняется тем, что ранний период перестройки проходил под лозунгами возвращения на путь «истинного» социализма, как, к примеру, лозунг «Назад к Ленину!». Отсюда и поиск вдохновения в эстетике 1920-х годов.
Понять, какое общественно-политическое и культурное бурление происходило в стране в то время, можно по работе И. Глазунова «Вечная Россия», которую он представил в то время. Он запечатлел историю России в виде схематичного бесконечного шествия исторических личностей.

Кинематограф
Советское кино стало не только одной из первых сфер, отреагировавших на перестройку (о публикации «Покаяния» мы писали в статье про гласность), оно смогло ярче всего изобразить то, что тревожило людей:
- Проблемы переосмысления прошлого затронули фильмы «Холодное лето пятьдесят третьего» А. Прошкина и «Собачье сердце» В. Бортко.
- Трудности молодого поколения и современности были подчёркнуты в работах «Асса» С. Соловьёва, «Курьер» К. Шахназарова и «Маленькая Вера» В. Пичула.
- Выходили неподцензурные документальные фильмы — «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С. Говорухина.
Огромный резонанс вызвала работа П. Тодоровского «Интердевочка», где поднимался ранее запрещённый вопрос проституции в СССР.
К тому же, широкой публике стали доступны «положенные на полку» фильмы, то есть те, что были сняты в 1960-1970-х, но не вышедшие в прокат по разным причинам: работы А. Германа, А. Аскольдова, Э. Климова и многих других.
Проблемы повседневности
Повседневная жизнь 1980-х годов была крайне нестабильной. На фоне положительных явлений— развития гражданского общества через неформальные организации, нормализации отношений государства и церкви, внедрения достижений иностранных технологий — уровень жизни граждан неумалимо снижался:
- Не удалось качественно перестроить систему образования. Старые принципы и методы упразднялись, а для внедрения новых не хватало ни специалистов, ни технологий, ни денег.
- Экономический кризис и товарных дефицит привели к снижению рождаемости.
- Снижение финансирования бюджетных и оборонных организаций оставляло без работы учителей, врачей, инженеров и учёных. Им приходилось либо искать другие источники дохода, либо покидать страну.

Такая ситуация порождала всё более резкую критику в адрес советского руководства, в 1980-х годах вера в коммунистическую идеологию исчезла, что только приближало распад СССР.
Обазятельно стоит помнить, что наряду с несомнительно положительным эффектом (отмена цензуры, демократизация, оживление культурной жизни), непродуманные до конца гласность и перестройка нанесли непоправимый вред и гражданам СССР, и целым структурам экономики и культуры.