- Умный справочник
- История
- Серебряный Век русской культуры: просвещение, литература и театр.
Серебряный Век русской культуры: просвещение, литература и театр.
***
Рубеж XIX-XX веков весь цивилизованный мир встречал примерно одинаково: это было время крупных социально-политических сдвигов, разрушения традиционных ценностей, тревожного предчувствия потрясений XX века — это была эпоха модерна.
Конечно, все эти тенденции не могли не сказаться на культурном развитии стран: Европа встречала модерн поиском человеческого места в мире, что всё больше наполнен технологиями, Россия — которая совсем недавно полностью влилась в европейское пространство — стремилась влиться в это культурное пространство, не теряя национальной идентичности.

Именно этот процесс известный философ Н. Бердяев назовёт «Серебряным Веком».
***
Просвещение
Предвоенное время стало моментом бума русского образования: к 1913 году грамотных людей в стране было уже около 40%. Это было вызвано несколькими причинами:
- Быстрорастущая потребность в технических специалистах в условиях развития промышленности.
- Распространение частных учебных заведений. К примеру, Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта и Психоневрологический институт В. М. Бехтерева.
- Развитие женского образования: в 1911 году в России было признано право женщин на образование, к этому времени в империи работало около 30 высших женских курсов.
- Быстрый рост количества периодических изданий. За 13 лет количество печатных газет в России увеличилось в 8 раз: со 125 до 1000 штук, книги издавались миллионными тиражами.

Просвещению населения способствовали два крупных издателя — А. Суворин в Петербурге и И. Сытин в Москве — их «Дешёвая библиотека» и «Библиотека для самообразования» сделали книги дешёвыми и доступными.
Важную роль сыграло и товарищество «Знание», объединившее множество демократических писателей — А. Куприна, И. Бунина, Л. Алексеева — они выпускали сборники своих работ и политические брошюры. С 1902 года главой товарищества был Максим Горький.
Наука
Растущий уровень образования отразился на успехах русской науки: в начале XX века продолжали работать Мечников, Павлов и Циолковский (подробнее о них — тут).
- Идеи Циолковского были подробнее разработаны Н. Е. Жуковским — он будет работать в сфере теоретического самолётостроения, откроет в ней множество новых законов.
- П. Н. Лебедев — физик-экспериментатор, его исследования свойств света и электромагнитных волн внесут вклад в развитие теории относительности и аэродинамики.
- В. И. Вернадский — естествоиспытатель, заложивший основу для новых наук — биохимии, радиогеологии — его теория о ноосфере является основой для исследований и по сей день.

В начале XX века глобальные изменения произошли в русской гуманитарной науке, прежде всего, в философии. Широкое распространение получило учение В. С. Соловьёва: он оказал влияние на формирование русского идеализма, пытался обосновать взаимоотношения природы и культуры, искал ответы на многие социальные вопросы современной ему России.
Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — до времени не превратился в ад.
— Владимир Соловьёв, из работы «Оправдание добра»
Религиозно-философские мысли Соловьёва дали толчок для обоснования идей многих творцов «Серебряного Века».
Философские ответы на социальные проблемы общества проявили себя в издании сборника «Вехи», о котором мы подробнее говорили вот тут.
Литература
Культурный сдвиг, проявившийся в поиске новых форм, наиболее заметным был именно в русской литературе начала XX века. Ранее доминировавшее реалистическое направление теперь отходило на второй план.
Реалим:
- Последние работы Л. Н. Толстого — «Воскресенье», «Живой труп».
- Пик творчества А. П. Чехова — «Палата №6», «Ионыч», «Чайка» и «Дама с собачкой».
- Сборники рассказов Ивана Бунина — «Господин из Сан-Франциско», «Деревня».
- Произведения А. И. Куприна — «Молох», «Олеся», «Яма».

Известнейшим примером переходного периода в русской литературе можно назвать творчество А. М. Горького. Его реалистические произведения — «На дне», «Мать» и «Мещане» — сменились работами, которые можно отнести к стилю неоромантизма — «Старуха Изергиль», «Песнь о Буревестнике», «Челкаш» и другие. Работам неоромантиков свойственны оптимизм, вера в преодоление обстоятельств, своеобразное прославление храбрости и жертвенности.
Символизм
Конец XIX века русская литература встретила декаденством, оно больше всего проявлялось в творчестве «старших символистов» — Ф.Сологуба, К.Бальмонта и З. Гиппиус.
Декаданс — направление в литературе, самовыражении и творчестве, которому свойственны отказ от гражданственности, от старых моральных норм, ощущения упадка и индивидуальных переживаний.
Символизм — течение в литературе, музыке и живописи, характерными чертами которго были новаторство, использование символов, загадочных и многозначных образов, недосказанность.
Русские символисты стремились к «чистому» искусству, то есть к «искусству ради искусства», проповедовали индивидуализм.

В начале XX века символизм получил развитие в творчестве А. Белого, В. Иванова и А. Блока. Они сместили фокус своих работ в сторону философии и богоискания, поэтому их часто выделяют, называя «младшими символистами»
Акмеизм
В 1910-х годах возникает ещё одно новое направление в литературе — акмеизм. Его представители — С. Городецкий, М. Кузьмин, О. Мандельштам, А. Ахматова и Н. Гумилёв — выступили против символизма, отрицали любые абстракции и неясные образы. Они утверждали, что искусство должно показывать мир чётко, используя конкретные слова.

Акмеисты объединились в «Цех поэтов», для издания своих произведений и распространения своего взгляда. Вторым известным их сборником был журнал «Гиперборей», издававшийся с 1912 года.
Футуризм
Тогда же — в 1910-х годах в России появляется и литературный футуризм — течение, представители которого отрицали любые сложившиеся традиции и стремились создать «новое» творчество будущего.
Самыми известными футуристами были И. Северянин, В. Хлебников и В. Маяковский. Скандальную известность получило их требование «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности».

Характерной чертой футуристов был эпатаж, они использовали жёсткие выражения, яркие и противоречивые лозунги: манифест «Идите к чёрту!», сборник «Дохлая луна», сборник «Пощёчина общественному вкусу».
Музыка
Русское музыкальное искусство тоже подверглось тенденциям начала века: в работах гениального пианиста и композитора С. В. Рахманинова заметно соединение философских изысканий на современные проблемы с сохранением традиций Чайковского — оперы «Алеко» и «Франческа да Рамини».
Схожие отличительные черты можно увидеть и в работах А. Н. Скрябина — «Божественная поэма», «Поэма экстаза» и «Прометей».
Центральной фигурой русского модерна в музыке считается И. Ф. Стравинский и его «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».
Театр
На рубеже веков в России образовалось множество новых центров искусства театра, они внесли огромный вклад в мировые сценические практики:
- В 1898 году в Москве открывается МХТ (Московский Художественный Театр) под руководством К. Станиславского и В. Немирович-Данченко. Постановки МХТ — «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» Чехова — стали эталоном сценического мастерства в России.
- Отдельную роль сыграли постановки В. Мейерхольда, который выступал за освобождение театра от драматургии. Его «Дон Жуан» и «Маскарад» в Александринском театре произвели настоящий фурор.
- В 1904 году под влиянием символистов свой театр открыла известная актриса В. Комиссаржевская. Постановки пьес Горького сделали её театр одним из центров культурной жизни Петербурга.
- В Мариинском и Большом театрах Петербурга и частном театре Саввы Мамонтова прославились оперные певцы Ф. Шаляпин и Л. Собинов.

«Серебряный век» был эпохой расцвета русского балета: балетмейстеры — М. Фокин и А. Горский — и актёры балета — А. Павлова, Т. Карсавина и В. Нижинский — оказали огромное влияние на развитие мировой хореографии.
Главным примером мирового признания русской культуры считаются «Русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже. Эти постановки стали квинтэссенцией культурных достижений империи: в гастролях приняли участие лучшие певцы (Шаляпин и Смирнов) и актёры балета (Павлова и Нежинский), декорации и костюмы создавали Рерих, Бенуа и Бакст, а музыкальной основой стали произведения Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки и Бородина.

Фотография эпизода из постановки «Шахерезады» Сергея Дягилева