- Умный справочник
- История
- СССР в 1964-1985 годы: культура и контркультура
СССР в 1964-1985 годы: культура и контркультура
***
Советская культура эпохи «застоя», во многом, развивалась по инерции, заданной процессами 1950-х годов: цензура уже не могла (да и не всегда хотела) успешно бороться с тамиздатом и самиздатом, всё более отчётливо было разделение культуры на официальную и неофициальную.
***
Литература
К 1970-м годам тем, на которые авторы могли рассуждать без страха за своё положение, было мало. Первой из них, конечно же, оставалась военная — именно в это время К. Симонов заканчивает трилогию «Живые и мёртвые» книгами «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Значительный вклад в военную литературу внеслы Ю. Бондарев («Горячий снег») и Б. Васильев («А зори здесь тихие…»).
Важным трендом в официальной литературе брежневского СССР стали так называемые «писатели-деревенщики», которые по-новому посмотрели на проблемы сельской жизни и традиционных ценностей:
- В. Распутин — «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»
- Ю. Трифонов — «Предварительные итоги», «Обмен», «Другая жизнь»
- В. Белов — «Привычное дело»
- В. Астафьев — «Царь-рыба»

Но даже неполитизированность текстов не спасала от травли со стороны партии и союза писателей. Так, ленинградский поэт И. Бродский за свою «эсетическую независимость» был осуждён и обществом, и судом.
После выхода в 1963 году статьи «окололитературный трутень» с такими пассажами, как «Недоучка», «Кустарь-одиночка», «Лягушка, возомнившая себя Юпитером», Бродский был осуждён на 5 лет ссылки за тунеядство. Так как за поэта заступились крупные деятели — Ахматова, Твардовский, Маршак — его отпустили раньше, но в 1972 году Бродскому пришлось покинуть СССР.
Нобелевскую премию по литературе Бродский получал уже гражданином США. Ещё один советский нобелевский лауреат — А. Солженицын — тоже был насильно выдворен из страны за издание за границей книг «Раковый корпус» и «Архипелаг ГУЛАГ».
Покинуть страну пришлось и писателям В. Аксёнову, В. Войновичу, поэту И. Коржавину, барду А. Галичу, художнику М. Шемякину, режиссёру театра на Таганке Ю. Любимову. Травле подверглись авторы альманаха «Метрополь» — А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев — которые выпустили его в самиздате.
Музыка и эстрада
С распространением телевидения и радио в СССР стала набирать популярность эстрадная песня. В 1970-е годы взошли звёзды М. Магомаева, И. Кобзона, С. Ротару, А. Пугачёвой и многих других. В своей музыке они затрагивали широкий спектр тем: от романтики до патриотизма.

В это время набирали популярность Вокально-Инструментальные Ансамбли (ВИА) — «Песняры», «Весёлые ребята», «Самоцветы». Фактически, с них началась советская альтернативная музыка.
Распространение зарубежной музыки породило советский рок — важнейший элемент контркультуры, который сыграет весомую роль во времена «гласности» — в 1970-х годах появились группы ДДТ, «Машина времени», «Аквариум».

Расцвет эстрады не снижал популярности советской классической музыки и театра. Спектакли режиссёров Любимова, Товстоногова и Захарова собирали полные залы, попасть на них было практически невозможно. Среди оперных исполнителей выделялись Вишневская, Образцова и Атлантов.
Мировую популярность обрёл советский балет — выступления Улановой, Плисецкой, Лиепа и Васильева до сих пор считаются первоклассными.

Кинематограф
Третья четверть XX века считается Золотым Веком советского кино. Причем заметное развитие заметно почти во всех сферах:
В это время вышли знаменитые экранизации русской классической литературы — «Война и мир» С. Бондарчука, «Братья Карамазовы» И. Пырьева, «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова.
Появляются самые известные фильмы на военную тематику — «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Они сражались за родину» С. Бондарчука, «В бой идут одни старики» Л. Быкова и «Освобождение» Ю. Озёрова.

Несмотря на цензуру и малую популярность (на тот момент времени) в прокат выходили авторские работы А. Тарковского («Сталкер», «Солярис», «Андрей Рублёв», «Зеркало») и А. Германа («Проверка на дорогах»).
Появились высокобюджетные советские сериалы — «Место встречи изменить нельзя» С. Говорухина, «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой, «Неуловимые мстители» Э. Кеосаяна.
Но многим 1970-е годы запомнились именно комедиями, которые в народе разошлись на цитаты — режиссёры Л. Гайдай («Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница»), Э. Рязанова («Гараж», «Ирония судьбы или С лёгким паром!») и Г. Данелия («Мимино, «Осенний марафон») использовали различные выразительные средства, иронизируя над советским бытом и самим «застоем».
Архитектура
Брежневская эпоха стала новой вехой в развитии советской архитектуры. Благодаря внедрению современных технологий и более простых материалов (железобетон и стекло) здания становились прозще и экономичнее. Так появился советский архитектурный модернизм (не стоит путать с модерном.
Архитекторы М. Посохин и В. Мдоянц создали необычное здание СЭВ в форме книги.

Свидетельством советских технических достижений стала достроенная в 1967 году Останкинская телебашня архитекторов Баталина, Шкуда и Бурдина.

Символом советского архитектурного модернизма стал «Белый дом» (как его называли в народе) — здание Верховного Совета РСФСР архитекторов, где сейчас работает Правительство РФ. Архитекторами выступили Д. Чечулин и П. Штеллер.

Олимпийские игры
Крупнейшим культурным феноменом стали XXII летние Олимпийские игры в Москве 1980 года — впервые в истории они прошли в Восточной Европе. Несмотря на то, что большинство стран Запада бойкотировали олимпиаду (из-за войны в Афганистане), она стала масштабным праздником спорта и отметилась высоким уровнем организации.

Символ олимпиады 80, стадион Лужники
