- Умный справочник
- История
- СССР в 1953-1964 годы: культура
СССР в 1953-1964 годы: культура
***
Культура эпохи «Оттепели» неотделима от социально-политической обстановки в стране. Начавшаяся либерализация (подробнее об этом в статье "СССР в 1953-1964 годы: Хрущёвская «Оттепель»), хоть и носила половинчатый характер, сдвинула общество с мёртвой точки, запустила те процессы, которые уже было не остановить ни цензурой, ни репрессиями.
***
Литература
В 1950-е годы, когда радио и телевидение в СССР ещё не набрали обороты, главным развлечением была именно литература. Она же первой отреагировала на политические послабления в обществе.
Заново были открыты реабилитированные творцы: С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева. Причем они стали невероятно популярны — советское общество 1950-х характеризуется массовой любовью к поэзии, что позволило расцвести новому поколению молодых авторов «шестидесятников»:
- Е. А. Евтушенко — «Бабий Яр», «Братская ГЭС» и др.
- А. А. Вознесенский — «Антимиры», «Треугольная груша» и др.
- Б. А. Ахмадулина — «Струна», «Озноб», «Уроки музыки» и др.
- Р. И. Рождественский — «Оптимисты», «Погоня», «Солнечный зайчик» и др.

Популярность поэзии дала толчок жанру авторской песни (бардовская песня), в которой и исполнителем, и автором текста с музыкой выступал один человек. Многие барды — Б. Окуджава, В. Высотский, А. Галич — обрели всесоюзную известность.
Советская проза отошла от сталинского соцреализма (подробнее об этом в статье "СССР в 1930-х: сталинская культура") и вновь стала изображать жизнь во всей её красоте и сложности. Творческие изыскания Д. Гранина, Ю. Нагибина, Ю. Германа и В. Аксёнова нашли отклик в сердцах многих читателей.
Развитие науки и техники и начало «космической эры» заметно отразились на жанре фантастики. Философской глубиной и широкими культурными рамками отметились работы:
- И. А. Ефремова — «Туманность Андромеды» и «Лезвие бритвы»
- Братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких — «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Сталкер», «Трудно быть богом»

Оттепель позволила авторам по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну, раскрыть элементы так называемой новой правды о ней. Примеры героизма и самоотверженности теперь соседствовали с судьбами обычных людей, тяжбами фронтовой жизни:
- Ю. Бондарев — «Батальоны просят огня»
- К. Симонов — роман-трилогия «Живые и Мёртвые»
«Самиздат»
Цензурные послабления не отменяли контроль за обществом, многие работы не допускались в офицальную печать или изымались контролирующими органами. Поэтому с распространением печатных машинок в СССР появилась и неофициальная литература — «самиздат».
«Самиздат» (сокращение от самостоятельное издательство) — способы неофициального и неподцензурного создания и распространения литературы, публицистики и религиозных текстов в СССР. Наряду с «тамиздатом» (издание вне СССР) «самиздат» был способом нелегальной борьбы с цензурой.
Одним из первых машинописных журналов стал «Синтаксис» А. Гинзбурга, в нём печатались в том числе Ахмадулина, Окуджава, В. Шаламова и другие. «Самиздат» стал важным этапом в формировании оппозиционных кругов в советской интеллигенции — будущего движения диссидентов.
Изобразительное искусство
Любопытными оказались новые тенденции в советской живописи: отказ от соцреализма в ней не предполагал полного отхода от реализма как такового. Напротив, художники стали изображать реальность такой, какая она есть — без приукрашиваний и парадности.
Поэтому картины тех лет часто относят к «Суровому стилю»:


Скульптура
В 1950-е и 1960-е годы создаются самые известные памятники, посвящённые Великой Отечественной — монументальные работы Е. Вучетича, В. Исаевой и других.




Театр и кино
В эпоху «Оттепели» возникли одни из самых известных московских театров — Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссёр Ю. Любимов) и «Современник» (главный режиссёр О. Ефремов). Их постановки были пропитаны духом «шестидесятников»: активная гражданская позиция, особые чувства к своей стране
Кинематограф же в 1950-х годах продолжил жить темой войны — «Баллада о солдате» Г. Чухрая и «Летят журавли» М. Калатозова (эта картина стала единственным советским полнометражным фильмом, удостоенным гран-при Каннского кинофестиваля).

Важной особенностью послевоенного времени было молодое население — на 1959 год около 60% всех граждан СССР было моложе 35 лет. Это не могло не отразиться на настроениях в обществе и искусстве. Тема поиска своего пути в жизни стала как никогда актуальной.
Это заметно по работам М. Ромма («Девять дней одного года»), М. Хуциева («Застава Ильича») и Г. Данелия («Я шагаю по Москве»).
Архитектура
Смерть Сталина стала поворотным моменом в облике советских городов — в 1955 году было принято постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», по программе которого сталинский ампир необходимо было сменить более функциональной и типовой застройкой.
Это решение (помимо экономии) должно было ускорить строительство, что позволило решить жилищную проблему — именно в 1960-е годы началось расселение бараков и коммуналок, советские семьи стали получать собственное жильё, о котором давно мечтали.

Самой известной постройкой хрущёвской архитектуры «без излишеств» стал Государственный Кремлёвский Дворец архитектора М. Посохина.

Международные связи
Политика «мирного сосуществования» (подробнее об этом в статье "СССР в 1953-1964 годы: внешняя политика") выражалась в попытках сблизить СССР со странами Запада не только на высшем уровне. Советские жители в 1950-е годы смогли познакомиться с иностранной культурой:
- 1955 г. — вышел первый номер журнала «Иностранная литература», где печатались ранее запрещённые в СССР работы.
- 1956 г. — в московском музее им. Пушкина И. Эренбург смог организовать выставку П. Пикассо, которая позже посетила и ленинградский Эрмитаж.
- 1958 г. — в Москве был проведён первый международный музыкальный конкурс им. Чайковского. Характерно, что победу в нём одержал именно американский пианист Х. Ван Клиберн.

Крупнейшим моментом соприкосновения культур стал VI Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Тысячи иностранцев из 131 страны мира могли совершенно спокойно разговаривать, веселиться и отдыхать вместе с советскими студентами, что сильно изменило их отношение друг к другу — они увидели чужую культуру без линз государственной пропаганды (как советской, так и Западной).
Не зря именно голубь мира Пикассо стал символом VI фестиваля.

Обратная сторона «Оттепели»
Как уже было описано, либерализация в СССР была неполной, половинчатой и непоследовательной, что ярче всего отразилось именно в области культуры.
Помимо жестокой травли, которой подвергся Пастернак за издание «Доктора Живаго» в Италии, вполне сталинские по характеру обвинения в «формализме» и «чуждости» шли в адрес Вознесенского, Гранина, Дудинцева и других писателей.
Печальную известность получило посещение Хрущёвым выставки авангардного искусства в Манеже в 1962 году. Первый секретарь ЦК КПСС, увидев работы Э. Неизвестного, Т. Тер-Гевондян, В. Зубарева и И. Шмелевой, разразился критикой и не был избирательным в своих словах
Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! <…> Что это такое? Вы что — мужики или п******** (гомосексуалисты) проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?
— Н. С. Хрущёв в адрес художников и скульпторов, 1 декабря 1962 года.
Многие авторы (в том числе и Неизвестный) после такого разгрома были вынуждены покинуть страну.

За «идейные шатания» подвергался критике и кинематограф, особенно после Карибского кризиса. Один из символов эпохи — фильм «Застава Ильича» в итоге получил «неодобрительную» оценку партийно-государственных лидеров.
***
Несмотря на все проблемы и негативные элементы «Оттепели», эта эпоха стала временем культурного подъема СССР. Активность молодого общества, вера в светлое будущее и начало контактов с иностранцами помогли советской интеллигенции окрепнуть, занять своё место. В корне изменить эту ситуацию брежневский застой уже не сможет.
***
