banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. СССР в 1953-1964 годы: культура
Раздел: СССР в 1953-1964 годы

СССР в 1953-1964 годы: культура

Статья
Не изучено

***

Культура эпохи «Оттепели» неотделима от социально-политической обстановки в стране. Начавшаяся либерализация (подробнее об этом в статье "СССР в 1953-1964 годы: Хрущёвская «Оттепель»), хоть и носила половинчатый характер, сдвинула общество с мёртвой точки, запустила те процессы, которые уже было не остановить ни цензурой, ни репрессиями.

***

Литература

В 1950-е годы, когда радио и телевидение в СССР ещё не набрали обороты, главным развлечением была именно литература. Она же первой отреагировала на политические послабления в обществе.

Заново были открыты реабилитированные творцы: С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева. Причем они стали невероятно популярны — советское общество 1950-х характеризуется массовой любовью к поэзии, что позволило расцвести новому поколению молодых авторов «шестидесятников»:

  • Е. А. Евтушенко — «Бабий Яр», «Братская ГЭС» и др.
  • А. А. Вознесенский — «Антимиры», «Треугольная груша» и др.
  • Б. А. Ахмадулина — «Струна», «Озноб», «Уроки музыки» и др.
  • Р. И. Рождественский — «Оптимисты», «Погоня», «Солнечный зайчик» и др.
Поэтические вечера в Политехническом музее

Популярность поэзии дала толчок жанру авторской песни (бардовская песня), в которой и исполнителем, и автором текста с музыкой выступал один человек. Многие барды — Б. Окуджава, В. Высотский, А. Галич — обрели всесоюзную известность.

Советская проза отошла от сталинского соцреализма (подробнее об этом в статье "СССР в 1930-х: сталинская культура") и вновь стала изображать жизнь во всей её красоте и сложности. Творческие изыскания Д. Гранина, Ю. Нагибина, Ю. Германа и В. Аксёнова нашли отклик в сердцах многих читателей.

Развитие науки и техники и начало «космической эры» заметно отразились на жанре фантастики. Философской глубиной и широкими культурными рамками отметились работы:

  • И. А. Ефремова — «Туманность Андромеды» и «Лезвие бритвы»
  • Братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких — «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Сталкер», «Трудно быть богом»
Современная обложка трилогии «Живые и мёртвые»

Оттепель позволила авторам по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну, раскрыть элементы так называемой новой правды о ней. Примеры героизма и самоотверженности теперь соседствовали с судьбами обычных людей, тяжбами фронтовой жизни:

  • Ю. Бондарев — «Батальоны просят огня»
  • К. Симонов — роман-трилогия «Живые и Мёртвые»

«Самиздат»

Цензурные послабления не отменяли контроль за обществом, многие работы не допускались в офицальную печать или изымались контролирующими органами. Поэтому с распространением печатных машинок в СССР появилась и неофициальная литература — «самиздат».

«Самиздат» (сокращение от самостоятельное издательство) — способы неофициального и неподцензурного создания и распространения литературы, публицистики и религиозных текстов в СССР. Наряду с «тамиздатом» (издание вне СССР) «самиздат» был способом нелегальной борьбы с цензурой.

Одним из первых машинописных журналов стал «Синтаксис» А. Гинзбурга, в нём печатались в том числе Ахмадулина, Окуджава, В. Шаламова и другие. «Самиздат» стал важным этапом в формировании оппозиционных кругов в советской интеллигенции — будущего движения диссидентов.

Изобразительное искусство

Любопытными оказались новые тенденции в советской живописи: отказ от соцреализма в ней не предполагал полного отхода от реализма как такового. Напротив, художники стали изображать реальность такой, какая она есть — без приукрашиваний и парадности.

Поэтому картины тех лет часто относят к «Суровому стилю»:

Строители Братской ГЭС, В. Попков, 1961 год
Строители Братской ГЭС, В. Попков, 1961 год
Воскресный день, Д. Жилинский
Воскресный день, Д. Жилинский

Скульптура

В 1950-е и 1960-е годы создаются самые известные памятники, посвящённые Великой Отечественной — монументальные работы Е. Вучетича, В. Исаевой и других.

Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, Волгоград. Е. Вучетич
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, Волгоград. Е. Вучетич
Родина-мать, центральная фигура ансабля, Е. Вучетич
Родина-мать, центральная фигура ансабля, Е. Вучетич
Монумент «Мать-родина» на Пискарёвском кладбище, Санкт-Петербург, В. Исаева и Р. Таурит
Монумент «Мать-родина» на Пискарёвском кладбище, Санкт-Петербург, В. Исаева и Р. Таурит
Монумент «Перекуём мечи на орала», Нью-Йорк (перед зданием ООН), Е. Вучетич
Монумент «Перекуём мечи на орала», Нью-Йорк (перед зданием ООН), Е. Вучетич

Театр и кино

В эпоху «Оттепели» возникли одни из самых известных московских театров — Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссёр Ю. Любимов) и «Современник» (главный режиссёр О. Ефремов). Их постановки были пропитаны духом «шестидесятников»: активная гражданская позиция, особые чувства к своей стране

Кинематограф же в 1950-х годах продолжил жить темой войны — «Баллада о солдате» Г. Чухрая и «Летят журавли» М. Калатозова (эта картина стала единственным советским полнометражным фильмом, удостоенным гран-при Каннского кинофестиваля).

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве» Г. Данелия, 1963 год
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве» Г. Данелия, 1963 год

Важной особенностью послевоенного времени было молодое население — на 1959 год около 60% всех граждан СССР было моложе 35 лет. Это не могло не отразиться на настроениях в обществе и искусстве. Тема поиска своего пути в жизни стала как никогда актуальной.

Это заметно по работам М. Ромма («Девять дней одного года»), М. Хуциева («Застава Ильича») и Г. Данелия («Я шагаю по Москве»).

Архитектура

Смерть Сталина стала поворотным моменом в облике советских городов — в 1955 году было принято постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», по программе которого сталинский ампир необходимо было сменить более функциональной и типовой застройкой.

Это решение (помимо экономии) должно было ускорить строительство, что позволило решить жилищную проблему — именно в 1960-е годы началось расселение бараков и коммуналок, советские семьи стали получать собственное жильё, о котором давно мечтали.

Московские «хрущёвки»
Московские «хрущёвки»

Самой известной постройкой хрущёвской архитектуры «без излишеств» стал Государственный Кремлёвский Дворец архитектора М. Посохина.

До 1992 года здание носило название «Кремлёвский дворец съездов»
До 1992 года здание носило название «Кремлёвский дворец съездов»

Международные связи

Политика «мирного сосуществования» (подробнее об этом в статье "СССР в 1953-1964 годы: внешняя политика") выражалась в попытках сблизить СССР со странами Запада не только на высшем уровне. Советские жители в 1950-е годы смогли познакомиться с иностранной культурой:

  • 1955 г. — вышел первый номер журнала «Иностранная литература», где печатались ранее запрещённые в СССР работы.
  • 1956 г. — в московском музее им. Пушкина И. Эренбург смог организовать выставку П. Пикассо, которая позже посетила и ленинградский Эрмитаж.
  • 1958 г. — в Москве был проведён первый международный музыкальный конкурс им. Чайковского. Характерно, что победу в нём одержал именно американский пианист Х. Ван Клиберн.
Ван Клиберн на конкурсе им. Чайковского
Ван Клиберн на конкурсе им. Чайковского

Крупнейшим моментом соприкосновения культур стал VI Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Тысячи иностранцев из 131 страны мира могли совершенно спокойно разговаривать, веселиться и отдыхать вместе с советскими студентами, что сильно изменило их отношение друг к другу — они увидели чужую культуру без линз государственной пропаганды (как советской, так и Западной).

Не зря именно голубь мира Пикассо стал символом VI фестиваля.

Поздний вариант голубки Пикассо 1961 года
Поздний вариант голубки Пикассо 1961 года

Обратная сторона «Оттепели»

Как уже было описано, либерализация в СССР была неполной, половинчатой и непоследовательной, что ярче всего отразилось именно в области культуры.

Помимо жестокой травли, которой подвергся Пастернак за издание «Доктора Живаго» в Италии, вполне сталинские по характеру обвинения в «формализме» и «чуждости» шли в адрес Вознесенского, Гранина, Дудинцева и других писателей.

Печальную известность получило посещение Хрущёвым выставки авангардного искусства в Манеже в 1962 году. Первый секретарь ЦК КПСС, увидев работы Э. Неизвестного, Т. Тер-Гевондян, В. Зубарева и И. Шмелевой, разразился критикой и не был избирательным в своих словах

Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! <…> Что это такое? Вы что — мужики или п******** (гомосексуалисты) проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?
— Н. С. Хрущёв в адрес художников и скульпторов, 1 декабря 1962 года.

Многие авторы (в том числе и Неизвестный) после такого разгрома были вынуждены покинуть страну.

Портрет молодой девушки, Тамара Тер-Гевондян
Портрет молодой девушки, Тамара Тер-Гевондян

За «идейные шатания» подвергался критике и кинематограф, особенно после Карибского кризиса. Один из символов эпохи — фильм «Застава Ильича» в итоге получил «неодобрительную» оценку партийно-государственных лидеров.

***

Несмотря на все проблемы и негативные элементы «Оттепели», эта эпоха стала временем культурного подъема СССР. Активность молодого общества, вера в светлое будущее и начало контактов с иностранцами помогли советской интеллигенции окрепнуть, занять своё место. В корне изменить эту ситуацию брежневский застой уже не сможет.

***