banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. СССР в 1920-х: образование, наука и печать
Раздел: СССР в 1922-1939 гг.

СССР в 1920-х: образование, наука и печать

СтатьяНе изучено

Большевики в период НЭП'а продолжали свою культурную революцию — пока сохранялась надежда на свершение мировой революции, они не оставляли попыток сформировать новый тип человека — советского. Однако сохранение капиталистических отношений в раннем СССР нарушало эти планы.

Более того, резкий потребительский рост (связанный с восстановлением экономики), быстрое наращивание капитала, отсутствие уверенности в будущем и низкая культура недавно разбогатевших нэпманов, породили особую культуру: СССР в те годы был наполнен кричащей роскошью, люди «прожигали жизнь» как можно быстрее. Это был «угар НЭП'а»

Образование

В 1920-х активно продолжалась программа ликбеза: в 1923 году было создано добровольное общество «Долой неграмотность!», распространялись лозунги «Грамотный, обучи неграмотного!», учреждения и комиссии по обучению возникали всё более системно.

Важным элементом в этом процессе стало возрождение изб-читален.

Изба-читальня — культурно-просветительское клубное учреждение в СССР и Российской империи. В избах не только обучали сельское население грамоте, но и распространяли знания в областях агротехники и ведения хозяйства.
Более поздний советский плакат о ликбезе
Более поздний советский плакат о ликбезе

Ещё одной проблемой, вызванной Гражданской войной (подробнее об этом в статье "Гражданская война: завершение войны"), было огромное число беспризорных детей. Их обучение тоже стало неотъемлемой частью программы ликбеза. Серьёзность проблемы подтверждается и тем, что главой специальной комиссии по улучшению жизни детей — Деткомиссии — стал глава ВЧК (подробнее об этом в статье "Первые мероприятия советской власти") Ф. Э. Дзержинский.

Политика же большевиков в области обычного среднего и высшего образования преследовала две крупные цели: подготовить страну к введению всеобщего начального образования и политизировать систему образования, чтобы следующие поколения уже были советскими.

Этот процесс затянется на десятилетие по многим причинам, главной из которых был недостаток средств. В том числе поэтому в 1920-х годах в СССР некоторые виды образования снова станут платными.

Празднование 1 мая в одной из трудовых школ, 1920-е годы
Празднование 1 мая в одной из трудовых школ, 1920-е годы

Процесс ликвидации безграмотности тоже будет двигаться относительно медленными темпами: к моменту сворачивания НЭП'а (1927 году) будет обучено только 10 млн. человек, большинство сельского населения будет сильно отставать от городского.

СССР в 1920-х по уровню грамотности занимал 19-е место в Европе.

Наука

Советское правительство осознавало важность научного прогресса и делало на него большую ставку. Так как СССР должен был стать государством рабочих и крестьян, важнейшими науками в нём должны были стать естественные.

Поэтому в 1920-х продолжилась тенденция на развитие этих направлений: для развития плана ГОЭЛРО статус отдельных учебных заведений стали получать физические, физико-математические и агрономические институты. И. Павлов, несмотря на идейные противоречия, продолжил работу и при поддержке правительства даже создал свой Физиологический институт.

Вложенные в развитие науки силы и средства привели к появлению новых крупных учёных:

  • С. В. Лебедев придумал новый способ синтезирования каучука, что позволило увеличить объёмы получения резины.
  • Геологи АФерсман и И. Губкин внесли огромный вклад в развитие добычи нефти, газа и железной руды по всей территории СССР: на Урале, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в районе Волги.
  • Большой вклад в развитие советской биологии внёс Н. И. Вавилов — он занимался исследованием множества сортов растений, что позволило усовершенствовать систему сельского хозяйства.

Самые заметные изменения произошли в области самолётостроения. После смерти Жуковского — в 1921 году — ЦАГИ возглавил А. Н. Туполев, который станет главным инициатором создания самолётов из металла. Его изобретения сыграют огромную роль в развитии гражданской и военной авиаций в СССР.

Реклама общества добровольного воздушного флота «Добролёт», 1920-е
Реклама общества добровольного воздушного флота «Добролёт», 1920-е

Развитие авиаторства порождало интерес и к теории космических полётов — по инициативе советского правительства было опубликовано множество работ Циолковского, ему была назначена пожизненная пенсия, чтобы он мог спокойно заниматься дальнейшими исследованиями.

Смежными исследованиями занимались ФЦандер (ракетостроение) и Н. Тихомиров (жидкостные двигатели). Их труды лягут в основу не только советской космической программы, но и нового вооружения, к приемеру, на основе открытий Тихомирова будут создаваться знаменитые «Катюши».

Фотография испытаний «ГИРД-Х» — первой советской ракеты, разработанной Цандером, 1933 год
Фотография испытаний «ГИРД-Х» — первой советской ракеты, разработанной Цандером, 1933 год

Проблемной сферой для советского правительства оставались общественные науки«Философский пароход» (подробнее об этом в статье "СССР в 1920-х: политическая жизнь") явно показал, что никакая другая теория, кроме марксистской, не может существовать при советской власти. Это привело к двум крупным последствиям: упадку русской гуманитарной мысли и жёсткой идеологизации всей общественно-политической жизни СССР.

Ярким примером можно считать деятельность М. Покровского — историка-марксиста — который не только добивался отстранения от работы историков-немарксистов, но и писал о русской истории невероятно однобоко: с критикой завоевательных «империалистических» войн, уклоном на проблемы угнетения, техническую отсталость империи. Эти книги издавались и переиздавались миллионными тиражами.

Одна из самых популярных работ Покровского — «Русская история в самом сжатом очерке»
Одна из самых популярных работ Покровского — «Русская история в самом сжатом очерке»

Символическим завершением перехода социальных наук под контроль государства можно назвать 1925 год. Тогда Российская академия наук (бывшая Петербургская) была переименована в АН СССР, а её деятельность была передана в ведение СНК.

Литература

Первая половина 1920-х годов, когда правительство ещё не взяло культуру полностью под свой контроль и когда в умах царила неопределённость, стала временем бурного расцвета всевозможных творческих стилей и объединений:

  • На основе Пролеткульта возникла Российская Ассоциация Пролетарских Писателей (РАПП), члены которой стремились отвернуть прошлое и создавать новое пролетарское искусство. Из известных членов — Фадеев.
  • Противниками РАПП было объединение «Перевал», его представители заявляли о необходимости сохранить связь с прошлым. Из известных членов — Пришвин.
  • Особняком стояла группа «Серапиновы братья», члены которой (В. Иванов, М. Зощенко, К. Федин) заявляли о важности гуманизма в искусстве.
Заседание членов РАПП, 1920-е годы
Заседание членов РАПП, 1920-е годы

Самым известным объединением 1920-х годов, конечно, был Левый Фронт Искусств (ЛЕФ), членами которого были Маяковский, Эйзенштейн, Асеев и другие. ЛЕФ предполгал, что искусство в новом обществе должно было играть функцию поддержания атмосферы для высокой производительности труда.

Важным элементом русской культуры оставались писатели-эмигранты, в то время выходили работы Цветаевой, Гиппиус, Бунина, А. Толстого, Набокова. Некоторые из них (Цветаева, Толстой) не смогли вынести расставания с Россией и вернулись на родину.

Оставались в России и многие несогласные с революцией писатели: в 1920-х продолжали работу Ахматова, Мандельштам и Пастернак. Появлялись и новые таланты: Демьян Бедный, Н. Тихонов.

Владимир Набоков в США
Владимир Набоков в США

После «поэтического ренессанса» 1910-х, в нэповском СССР снова набирает популярность проза:

  • «Хождения по мукам» А. Н. Толстого
  • «Дело Артамоновых» М. Горького
  • «Разгром» А. А. Фадеева
  • «Белая гвардия» М. А. Булгакова
  • «Чапаев» Д. А. Фурманова
  • «Конармия» И. Э. Бабеля

Важное место в прозе 1920-х занимают попытки осмыслить Гражданскую войну. Эту волну поддержит и М. А. Шолохов, литературная деятельность которого начнётся с «Донских рассказов» именно в 1920-е.

Один из вариантов обложки повести «Роковые яйца» Булгакова
Один из вариантов обложки повести «Роковые яйца» Булгакова

В русскую литературу 1920-х приходит модерн, что проявляется в развитии фантастических — «Роковые яйца» М. Булгакова, «Мы» Е. Замятина, работы Обручева и Беляева — и новых сатирических работ — рассказы М. Зощенко, романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Идеологический контроль

Культурная революция должна была сделать все сферы творчества выгодными советской власти. Поэтому после завршения Гражданской войны, было проведено невероятное расширение Наркомата просвещения. Были созданы:

  • Главсоцвос — управление воспитания и политехническому образования детей до 15 лет
  • Главпрофобр — схожее управление, но по делам высшего и технического образования
  • Госиздат — государственное издательское учреждение
  • Главполитпросвет — управление по просветительской и агитационной работе вне учебных заведений
  • Агитпроп при ЦК РКП(б) — управление по агитации и пропаганде, напрямую подчинённое партии
Обложка газеты «Крестьянка», 1930 год
Обложка газеты «Крестьянка», 1930 год

Все они были созданы для формирования такого образа мысли и поведения людей, которое было необходимо партии. Важнейшую роль в этом процессе играли газеты«Правда», «Известия», «Труд» и многие другие. Существовали и более узконаправленные издания: «Батрак», «Рабочая газета», «Крестьянка» и пр. — они были основой многотиражной печати.

Многотиражная печать — издания советской прессы, которые выходили на территории трудовых и учебных коллективов (школы, институты, колхозы, заводы) и отражали их деятельность.

Для контроля за печатными изданиями в 1922 году было создано Главлит — главное управление по делам литературы и издательств, без проверки которого не могла быть издана ни одна печатная продукция (от книг до плакатов и этикеток на пачках спичек и сигарет).

Однако во времена НЭП'а эти ограничения физически не работали на полную мощность. Это было свящано с существованием частных издательств.

Из прочих элементов пропаганды можно ещё выделить:

  • Распространение радиовещания
  • Появление новых праздничных и памятных дат: свержение царя, расстрел рабочих 1905 года, день Парижской коммуны, Октябрьская революция и другие.
  • Популяризация организованных митингов и шествий.
Дети, «гордые пуском завода», на одной из демонстраций 1920-х годов

Дети, «гордые пуском завода», на одной из демонстраций 1920-х годов