- Умный справочник
- История
- СССР в 1920-х: образование, наука и печать
СССР в 1920-х: образование, наука и печать
Большевики в период НЭП'а продолжали свою культурную революцию — пока сохранялась надежда на свершение мировой революции, они не оставляли попыток сформировать новый тип человека — советского. Однако сохранение капиталистических отношений в раннем СССР нарушало эти планы.
Более того, резкий потребительский рост (связанный с восстановлением экономики), быстрое наращивание капитала, отсутствие уверенности в будущем и низкая культура недавно разбогатевших нэпманов, породили особую культуру: СССР в те годы был наполнен кричащей роскошью, люди «прожигали жизнь» как можно быстрее. Это был «угар НЭП'а»
Образование
В 1920-х активно продолжалась программа ликбеза: в 1923 году было создано добровольное общество «Долой неграмотность!», распространялись лозунги «Грамотный, обучи неграмотного!», учреждения и комиссии по обучению возникали всё более системно.
Важным элементом в этом процессе стало возрождение изб-читален.
Изба-читальня — культурно-просветительское клубное учреждение в СССР и Российской империи. В избах не только обучали сельское население грамоте, но и распространяли знания в областях агротехники и ведения хозяйства.
Ещё одной проблемой, вызванной Гражданской войной (подробнее об этом в статье "Гражданская война: завершение войны"), было огромное число беспризорных детей. Их обучение тоже стало неотъемлемой частью программы ликбеза. Серьёзность проблемы подтверждается и тем, что главой специальной комиссии по улучшению жизни детей — Деткомиссии — стал глава ВЧК (подробнее об этом в статье "Первые мероприятия советской власти") Ф. Э. Дзержинский.
Политика же большевиков в области обычного среднего и высшего образования преследовала две крупные цели: подготовить страну к введению всеобщего начального образования и политизировать систему образования, чтобы следующие поколения уже были советскими.
Этот процесс затянется на десятилетие по многим причинам, главной из которых был недостаток средств. В том числе поэтому в 1920-х годах в СССР некоторые виды образования снова станут платными.
Процесс ликвидации безграмотности тоже будет двигаться относительно медленными темпами: к моменту сворачивания НЭП'а (1927 году) будет обучено только 10 млн. человек, большинство сельского населения будет сильно отставать от городского.
СССР в 1920-х по уровню грамотности занимал 19-е место в Европе.
Наука
Советское правительство осознавало важность научного прогресса и делало на него большую ставку. Так как СССР должен был стать государством рабочих и крестьян, важнейшими науками в нём должны были стать естественные.
Поэтому в 1920-х продолжилась тенденция на развитие этих направлений: для развития плана ГОЭЛРО статус отдельных учебных заведений стали получать физические, физико-математические и агрономические институты. И. Павлов, несмотря на идейные противоречия, продолжил работу и при поддержке правительства даже создал свой Физиологический институт.
Вложенные в развитие науки силы и средства привели к появлению новых крупных учёных:
- С. В. Лебедев придумал новый способ синтезирования каучука, что позволило увеличить объёмы получения резины.
- Геологи А. Ферсман и И. Губкин внесли огромный вклад в развитие добычи нефти, газа и железной руды по всей территории СССР: на Урале, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в районе Волги.
- Большой вклад в развитие советской биологии внёс Н. И. Вавилов — он занимался исследованием множества сортов растений, что позволило усовершенствовать систему сельского хозяйства.
Самые заметные изменения произошли в области самолётостроения. После смерти Жуковского — в 1921 году — ЦАГИ возглавил А. Н. Туполев, который станет главным инициатором создания самолётов из металла. Его изобретения сыграют огромную роль в развитии гражданской и военной авиаций в СССР.
Развитие авиаторства порождало интерес и к теории космических полётов — по инициативе советского правительства было опубликовано множество работ Циолковского, ему была назначена пожизненная пенсия, чтобы он мог спокойно заниматься дальнейшими исследованиями.
Смежными исследованиями занимались Ф. Цандер (ракетостроение) и Н. Тихомиров (жидкостные двигатели). Их труды лягут в основу не только советской космической программы, но и нового вооружения, к приемеру, на основе открытий Тихомирова будут создаваться знаменитые «Катюши».
Проблемной сферой для советского правительства оставались общественные науки. «Философский пароход» (подробнее об этом в статье "СССР в 1920-х: политическая жизнь") явно показал, что никакая другая теория, кроме марксистской, не может существовать при советской власти. Это привело к двум крупным последствиям: упадку русской гуманитарной мысли и жёсткой идеологизации всей общественно-политической жизни СССР.
Ярким примером можно считать деятельность М. Покровского — историка-марксиста — который не только добивался отстранения от работы историков-немарксистов, но и писал о русской истории невероятно однобоко: с критикой завоевательных «империалистических» войн, уклоном на проблемы угнетения, техническую отсталость империи. Эти книги издавались и переиздавались миллионными тиражами.
Символическим завершением перехода социальных наук под контроль государства можно назвать 1925 год. Тогда Российская академия наук (бывшая Петербургская) была переименована в АН СССР, а её деятельность была передана в ведение СНК.
Литература
Первая половина 1920-х годов, когда правительство ещё не взяло культуру полностью под свой контроль и когда в умах царила неопределённость, стала временем бурного расцвета всевозможных творческих стилей и объединений:
- На основе Пролеткульта возникла Российская Ассоциация Пролетарских Писателей (РАПП), члены которой стремились отвернуть прошлое и создавать новое пролетарское искусство. Из известных членов — Фадеев.
- Противниками РАПП было объединение «Перевал», его представители заявляли о необходимости сохранить связь с прошлым. Из известных членов — Пришвин.
- Особняком стояла группа «Серапиновы братья», члены которой (В. Иванов, М. Зощенко, К. Федин) заявляли о важности гуманизма в искусстве.
Самым известным объединением 1920-х годов, конечно, был Левый Фронт Искусств (ЛЕФ), членами которого были Маяковский, Эйзенштейн, Асеев и другие. ЛЕФ предполгал, что искусство в новом обществе должно было играть функцию поддержания атмосферы для высокой производительности труда.
Важным элементом русской культуры оставались писатели-эмигранты, в то время выходили работы Цветаевой, Гиппиус, Бунина, А. Толстого, Набокова. Некоторые из них (Цветаева, Толстой) не смогли вынести расставания с Россией и вернулись на родину.
Оставались в России и многие несогласные с революцией писатели: в 1920-х продолжали работу Ахматова, Мандельштам и Пастернак. Появлялись и новые таланты: Демьян Бедный, Н. Тихонов.
После «поэтического ренессанса» 1910-х, в нэповском СССР снова набирает популярность проза:
- «Хождения по мукам» А. Н. Толстого
- «Дело Артамоновых» М. Горького
- «Разгром» А. А. Фадеева
- «Белая гвардия» М. А. Булгакова
- «Чапаев» Д. А. Фурманова
- «Конармия» И. Э. Бабеля
Важное место в прозе 1920-х занимают попытки осмыслить Гражданскую войну. Эту волну поддержит и М. А. Шолохов, литературная деятельность которого начнётся с «Донских рассказов» именно в 1920-е.
В русскую литературу 1920-х приходит модерн, что проявляется в развитии фантастических — «Роковые яйца» М. Булгакова, «Мы» Е. Замятина, работы Обручева и Беляева — и новых сатирических работ — рассказы М. Зощенко, романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова.
Идеологический контроль
Культурная революция должна была сделать все сферы творчества выгодными советской власти. Поэтому после завршения Гражданской войны, было проведено невероятное расширение Наркомата просвещения. Были созданы:
- Главсоцвос — управление воспитания и политехническому образования детей до 15 лет
- Главпрофобр — схожее управление, но по делам высшего и технического образования
- Госиздат — государственное издательское учреждение
- Главполитпросвет — управление по просветительской и агитационной работе вне учебных заведений
- Агитпроп при ЦК РКП(б) — управление по агитации и пропаганде, напрямую подчинённое партии
Все они были созданы для формирования такого образа мысли и поведения людей, которое было необходимо партии. Важнейшую роль в этом процессе играли газеты: «Правда», «Известия», «Труд» и многие другие. Существовали и более узконаправленные издания: «Батрак», «Рабочая газета», «Крестьянка» и пр. — они были основой многотиражной печати.
Многотиражная печать — издания советской прессы, которые выходили на территории трудовых и учебных коллективов (школы, институты, колхозы, заводы) и отражали их деятельность.
Для контроля за печатными изданиями в 1922 году было создано Главлит — главное управление по делам литературы и издательств, без проверки которого не могла быть издана ни одна печатная продукция (от книг до плакатов и этикеток на пачках спичек и сигарет).
Однако во времена НЭП'а эти ограничения физически не работали на полную мощность. Это было свящано с существованием частных издательств.
Из прочих элементов пропаганды можно ещё выделить:
- Распространение радиовещания
- Появление новых праздничных и памятных дат: свержение царя, расстрел рабочих 1905 года, день Парижской коммуны, Октябрьская революция и другие.
- Популяризация организованных митингов и шествий.
Дети, «гордые пуском завода», на одной из демонстраций 1920-х годов