banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. Серебряный век русской культуры: архитектура и живопись.
Раздел: Николай II

Серебряный век русской культуры: архитектура и живопись.

Статья
Не изучено

***

Первую часть об образовании, науке, театре, литературе и музыке можно найти вот тут.

***

Архитектура

Промышленное развитие начало менять облик русских городов: появляется всё больше банков, торговых рядов, вокзалов. Меняется и облик самих зданий — изобретение новых материалов (металлоконструкций, железобетона) и рост числа жителей городов привели к возникновению новых стилей:

В конце XIX века был распространён неорусский (или псевдорусский) силь, архитекторы которого создавали здания «под старину». По сути, эта эклектика (соединение стилей) стала предвестницей модерна.

Доходный дом Н.П. Басина в Санкт-Петербурге, яркий пример неорусской архитектуры
Доходный дом Н. П. Басина в Санкт-Петербурге, яркий пример неорусской архитектуры
Архитектурный модерн — стиль, получивший распространение в Европе в 1890-1910-х годах. Его характеризуют отказ от прямых, геометрических форм (что были присущи классицизму), декоративность, использование барочных и готических форм и новых материалов.

Архитекторы модерна прибегали к ассиметрии, создавали здания с большими арками, широкими пространствами, кривыми линиями и необычными узорами

Одним из самых известных русских зодчих того времени был Ф. О. Шехтель — его Особняк Рябушинского в Москве прямо-таки кричит о новизне и отказе от старых методов постройки зданий.

Особняк С.П. Рябушинского у Никитинских ворот Москвы
Особняк С.П. Рябушинского у Никитинских ворот Москвы

Одним из крупнейших проектов русского модерна была Гостиница Метрополь в Москве. Её создание изначально спонсировал Савва Мамонтов — крупный меценат и железнодорожник — он планировал сделать из гостиницы «дворец искусств». Но обстоятельства сменились (вместе с архитектором), поэтому в гостинице был создан один из самых больших в России ресторанов.

Гостиница «Метрополь», Москва
Гостиница «Метрополь», Москва

Над Метрополем будут работать три архитектора: Л. Кекушев, П. Висневский и В. Валькот.

Из известных работ Кекушева ещё выделяют дом наследниц Хлудовых и особняк Миндовского.

Комплекс доходных домов и бань Хлудовых (фото начала XX века, так как сейчас он выглядит совсем иначе)
Комплекс доходных домов и бань Хлудовых (фото начала XX века, так как сейчас он выглядит совсем иначе)
Особняк И.А. Миндовского на Поварской улице, Москва
Особняк И. А. Миндовского на Поварской улице, Москва

В архитектурном модерне Санкт-Петербурга обычно выделяют две крупных постройки: Дом компании «Зингер» на Невском проспекте и Витебский вокзал.

Дом компании «Зингер» (сейчас — «Дом книги»), архитектор П.Ю. Сюзор
Дом компании «Зингер» (сейчас — «Дом книги»), архитектор П. Ю. Сюзор

прим.
Кстати, строительство дома считается архитектурной ошибкой, так как он никак не вписывается в окружающий его стилистический ансамбль зданий.

Витебский вокзал Санкт-Петербурга, архитектор С.А. Бржозовский
Витебский вокзал Санкт-Петербурга, архитектор С. А. Бржозовский

Важной вехой развития архитектуры крупных городов России конца XIX — начала XX веков является активное строительство доходных домов — это были двух-четырёх этражные многоквартирные дома, что создавались для сдачи в аренду.

Скульптура

Новые тенденции и отказ от традиций в рамках скульптуры проявились в двух элементах: переходу к импрессионизму (более динамичным и «текучим» формам) и избавлении от пафоса, монументальности работ.

Крупнейшим скульптором России начала XX века считается П. П. Трубецкой — в его работах отчётливо прослеживаются все новшества модерна.

Конный памятник Александру III разительно отличается от предыдущих изображений императоров
Конный памятник Александру III разительно отличается от предыдущих изображений императоров
Бюст Л.Н. Толстого демонстрирует писателя с совершенно иной стороны
Бюст Л.Н. Толстого демонстрирует писателя с совершенно иной стороны

Лишены пафоса и работы Н. А. Андреева — он больше стремился передать внутренний мир своих персонажей, подчеркнуть их переживания. Ярче всего это заметно в его памятнике Н. В. Гоголю, где скульптору удалось показать трагедию писателя.

Памятник Н.В. Гоголю на Никитинском бульваре, Москва
Памятник Н. В. Гоголю на Никитинском бульваре, Москва

Оригинальную трактовку героев можно увидеть в работах А. С. Голубкиной — её персонажи изображены «усталыми», «побитыми жизнью», однако полностью сломленными назвать их нельзя, они готовы двигаться дальше.

Это во многом характеризует события начала XX века

Анна Голубкина со своими работами
Анна Голубкина со своими работами

Уникальным скульптором, который пошёл против современных ему тенденций, был С. Т. Коненков. Он создал серию портретов участников революции 1905-1907 годов:

«Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»
«Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»

У Коненкова была «лесная серия», в рамках которой он создавал скульптуры древнегреческих и древнеславянских богов из дерева.

«Нищая братия»
«Нищая братия»

Уже после Февральской революции он создал памятник Степану Разину на Красной площади и барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» Кремлёвской стены.

Изобразительное искусство

Новые тенденции в живописи проявились в отходе от реализма. Причём сама деятельность передвижников — постоянные выставки — продолжала жить и становилась всё более популярной.

Русская живопись конца XIX века неразрывно связана с меценатом Саввы Мамонтова. Будучи ценителем искусства, он поддерживал и спонсировал многих современных ему авторов — позволял им жить и работать в своём имении в Абрамцево.

Портрет Саввы Мамонтова, В. Серов
Портрет Саввы Мамонтова, В. Серов

В творческом объединении Мамонтова — «Абрамцевском артистическом кружке» — в разное время жили и трудились Коровин, Серов, Васнецов, Врубель, Репин, Нестеров и многие другие. Без финансовой поддержки Мамонтова рабты этих известных художников могли не увидеть свет.

Исторический жанр

Всё больше художников начали обращаться к истории. Причём, порой, они изображали не крупных личностей или поворотные моменты, а пейзажи, быт прошлого.

Историко-бытовой жанр представлен работами А. П. Рябушкина, он любил писать о XVII веке:

«Русские жещины XVII столетия в церкви»
«Русские жещины XVII столетия в церкви»
«Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века» или просто «Едут»
«Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века» или просто «Едут»

Историческую ретроспективу так же создавали А. М. Васнецов и М. В. Нестеров

«Московский Кремль при Дмитрии Донском», А. Васнецов
«Московский Кремль при Дмитрии Донском», А. Васнецов
«Видение отроку Варфоломею», М. Нестеров
«Видение отроку Варфоломею», М. Нестеров

Оригинальный подход к изображению событий прошлого был присущ работам и К. А. Сомова, и Е. Е. Лансере, и Н. К. Рериха, и А.Н. Бенуа. Правда, каждый из них использовал образы минувших лет по-своему, соединяя их с мифологией, тенденциями модерна, культурами других стран и народов:

Дама в голубом, К. Сомов
Дама в голубом, К. Сомов
Никольский рынок в Санкт-Петербурге, Е. Лансере
Никольский рынок в Санкт-Петербурге, Е. Лансере
Заморские гости, Н. Рерих
Заморские гости, Н. Рерих
Прогулки короля, А. Бенуа
Прогулки короля, А. Бенуа

Русский символизм

Главным новатором конца XIX века, предвосхитившим эпоху символизма, стал В. А. Серов. Его стиль часто выделяют отдельно, называя «поэтическим реализмом».

Девочка с персиками, В. Серов
Девочка с персиками, В. Серов
Портрет артистки М.Н. Ермоловой, В. Серов
Портрет артистки М. Н. Ермоловой, В. Серов

Главным мастером художественного символизма считается М. А. Врубель. Он создал множество невероятно разных работ: от «Царевны-лебедь» и «Демона» до книжных иллюстраций (к Лермонтову), портретов и скульптур.

Царевна-лебедь
Царевна-лебедь
Демон сидящий
Демон сидящий

Объединения художников

Бенуа, Рерих, Лансере и Сомов были ведущими творцами объединения «Мир искусства», созданного в конце XIX века при участии известного мецената С. Дягилева. Представителями второго поколения «Мирискусников» были Б. М. Кустодиев и З. Е. Серебрякова.

Групповой портрет «Мир искусства», Б. Кустодиев.
Групповой портрет «Мир искусства», Б. Кустодиев.

прим.
На портрете, среди прочих, изображены: Сомов, Рерих, Бенуа, Лансере, Петров-Водкин и сам Кустодиев

«За туалетом. Автопортрет», З. Серебрякова
«За туалетом. Автопортрет», З. Серебрякова

«Мир искусства» сыграл огромную роль в развитии издательской деятельности: они создавали эстамп и графические изображения высокого качества. Более того, популярность выставок «мирискусников» дало толчок к появлению новых объединений:

  • «Союз русских художников» популяризировал русских имперссионистов — И. Э. Грабаль и К. Ф. Юон.
  • «Голубая роза» стала местом притяжения творцов, стремившихся к игре с яркими цветами и упрощёнными формами — П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян.
  • «Бубновый валет» считается истоком русского авангарда (кубизма и фовизма) — И. И. Машков, Р. Р. Фальк, П. П. Кончаловский, К. С. Малевич и В. В. Кандинский.
Зелёные горы, М. Сарьян
Зелёные горы, М. Сарьян
Натюрморт «Синие сливы», И. Машков
Натюрморт «Синие сливы», И. Машков
«Чёрный квадрат», К.Малевич
«Чёрный квадрат», К.Малевич

К 1910-м годам в России развивается примитивистская и «наивная» живопись, которые ярче всего отразились в работах М. Шагала.

Венчание, М. Шагал
Венчание, М. Шагал
Над городом, М. Шагал
Над городом, М. Шагал

Что удивительно, несмотря на весь прогресс художественных стилей, осталась актуальной монументальная живопись. К примеру, тогда же была написана самая известная работа Петрова-Водкина, в которой присутствуют даже элементы древнерусской иконописи.

Купание красного коня, К. Петров-Водкин

Купание красного коня, К. Петров-Водкин