banner

Задание №51189 ЕГЭ по Русскому языку

Тема : Языковые средства выразительности
Раздел: Работа с текстом
22 линия
№51189
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Текст:

«Э. Щербина рассказывает о том, какую роль в защите блокадного Ленинграда сыграли незрячие добровольцы, слушавшие небо. Для описания гнетущей обстановки военного времени и тяжёлых условий, в которых жили ленинградцы, автор использует троп: (А)             (жуткие морозы, страшный голод в предложении 9, смертельный груз в предложении 43). Синтаксические средства (Б)             (в предложениях 7, 8) и (В)             (в предложениях 10-14) и изобразительно-выразительное средство лексики: (Г)             (в предложении 23) — позволяют рассказчику сделать акцент на сложности труда инвалидов».

Список терминов:

1)  неполные предложения
2)  разговорная лексика
3)  фразеологизм
4)  парцелляция
5)  эпитет
6)  сравнение
7)  восклицательные предложения
8)  синтаксический параллелизм
9)  олицетворение

(1)Совершенно поразительный и малоизвестный факт: однажды во время Великой Отечественной войны на службу в Красную Армию были призваны инвалиды I группы – абсолютно слепые люди. (2)Многие из них были музыкантами. (3)Служили они не в полковых оркестрах, как вы могли бы сразу предположить. (4)Они не участвовали в музыкальных радиотрансляциях, поднимающих боевой дух советских воинов. (5)Они не ездили по фронтам с концертами. (6)И даже не выступали в знаменитом ансамбле красноармейской песни и пляски Александрова. (7)Незрячие музыканты успешно сражались с самолётами люфтваффе!

(8)Это же невозможно! (9)А вот давайте представим следующую картину: январь 1942 года, блокадный Ленинград, замёрзший и обесточенный город, жуткие морозы и страшный голод, на улицах очереди за хлебом и водой, окна домов занавешены для светомаскировки, а их стёкла заклеены крест-накрест бумажными полосками, чтобы при взрыве бомб и снарядов разлетевшиеся стеклянные осколки не ранили людей. (10)У странной установки с гигантскими раструбами, похожими на граммофонные трубы, сидит слепой человек. (11)И днём и ночью. (12)Много часов в сутки. (13)В суровую зимнюю погоду. (14)При сильном студёном ветре, который не утихает ни на секунду. (15)Что делает инвалид у этого устройства?

(16)Незрячий музыкант слушает небо. (17)Это огромная ответственность и большое напряжение. (18)От его тонкого слуха зависят жизни многих ленинградцев. (19)Пропустит нужный звук или уснёт на посту, и тогда могут погибнуть сотни людей. (20)А вот если он загодя услышит звук приближающихся немецких бомбардировщиков, то у наших зенитчиков будет больше времени на отражение воздушной атаки.

(21)Таких слепых «слухачей» в блокадном Ленинграде было 12 человек. (22)Их отобрали из трёхсот незрячих людей, отказавшихся уехать в эвакуацию и оставшихся в городе. (23)Три сотни инвалидов по зрению не сидели сложа руки. (24)Они трудились наравне со всеми осаждёнными – работали на заводах, плели маскировочные сети, шили тапочки для раненых. (25)В госпиталях выступали слепые музыканты и певцы. (26)Большинство из них вошли в состав фронтовых концертных бригад, выступавших на боевых позициях. (27)Когда был объявлен набор в войска воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), практически все они подали заявления о приёме. (28)Однако сразу же пришлось отсеять женщин, поскольку дежурства «слухачей» проходили в тяжелейших условиях, прежде всего климатических. (29)Потом исключили по состоянию здоровья многих мужчин, потому как продержаться всю ночь на сильном морозе не каждому молодому-здоровому по плечу.

(30)В итоге из всех добровольцев была отобрана небольшая группа людей с идеальным слухом и отправлена на курсы по подготовке специалистов в области звукоулавливания. (31)После обучения 12 человек были зачислены в действующую армию.

(32)В декабре 1941 года слепые воины вышли на боевое дежурство. (33)Каждый из них работал вместе со зрячими красноармейцами у звукоулавливателя ЗТ-2. (34)Эту громоздкую конструкцию наши солдаты прозвали «Слушай небо». (35)Расчёты ЗТ-2 поворачивали раструбы установки в разные стороны, и «слухачи» слушали небо в поиске возможной опасности.

(36)Незрячие защитники Ленинграда, обладавшие обострённым слухом, в первые же дни своей службы добились отменных успехов. (37)Они запросто отличали советские самолёты от немецких, а также называли их типы и марки. (38)Они оказались способными не только обнаруживать вражеские воздушные цели на значительном расстоянии, но и определять какие именно бомбардировщики приближаются – «Хейнкели» или «Юнкерсы». (39)А пункт управления рассчитывал высоту полёта и расстояние. (40)Всё это давало возможность силам противовоздушной обороны своевременно подготовиться к отражению налёта: вовремя поднять в воздух истребительную авиацию или открыть плотный заградительный огонь зениток. 

(41)В начале 1942 года на Ленинградском фронте появились новые модифицированные звукоулавливающие установки ЗТ-5, спаренные с прожектором и установленные на грузовиках ЗИС-5. (42)Благодаря им бойцы воздушного наблюдения могли не только засечь самолёты противника ещё на подходе к линии фронта, но и ярко осветить их мощными прожекторами. (43)После этого вражеские бомбардировщики превращались в уязвимые цели для зенитной артиллерии и, наткнувшись на плотный заградительный огонь, часто возвращались обратно, неся потери и так и не сбросив свой смертельный груз на Ленинград.

(44)Каждый месяц благодаря службе этих специалистов отражались десятки, а то и сотни налётов. (45)Тысячи ленинградцев уцелели именно потому, что авиация противника обнаруживалась на дальних подступах к городу.

(Э. Щербина)
Эдуард Щербина (родился в 1967 г.) — российский журналист.

Решение:
(А)_эпитет_
Художественное определение: красочное, образное, которое подчёркивает отличительное свойство предмета. Содержит скрытое сравнение.
(9)А вот давайте представим следующую картину: январь 1942 года, блокадный Ленинград, замёрзший и обесточенный город, жуткие морозы и страшный голод…
(43)… вражеские бомбардировщики … часто возвращались обратно, неся потери и так и не сбросив свой смертельный груз на Ленинград.
(Б)_восклицательные предложения_
Восклицательные предложения – это предложения, которые имеют эмотивное содержание и оканчиваются восклицательным знаком.
(7)Незрячие музыканты успешно сражались с самолётами люфтваффе!
(8)Это же невозможно!
(В)_парцелляция_ 
Парцелляция — такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы (в предложениях 10—14):
(10)У странной установки с гигантскими раструбами, похожими на граммофонные трубы, сидит слепой человек. (11)И днём и ночью. (12)Много часов в сутки. (13)В суровую зимнюю погоду. (14)При сильном студёном ветре, который не утихает ни на секунду.
(Г) _фразеологизм_
Устойчивое сочетание слов, значение которых не определяется значением входящих в них слов, взятых по отдельности.
(23)Три сотни инвалидов по зрению не сидели сложа руки.
СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ. Разг. Экспрес. Ничего не делать, бездействовать, бездельничать. [Баклушин:] Работать надо, работать, а не милостыню просить. [Анна:] А вы думаете, мы сложа руки сидим? (А. Островский. Не было ни гроша, да вдруг алтын).

Ответ: 5743

Источник: NeoFamily