banner

Задание №51067 ЕГЭ по Русскому языку

Тема : Языковые средства выразительности
Раздел: Работа с текстом
22 линия
№51067
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Текст:

«А. Смирнов рассказывает о счастливом случае, произошедшем с несколькими семьями в Ленинградскую блокаду. Вспоминая о псе-добытчике и том тяжёлом времени, которое он помог пережить, автор использует изобразительно-выразительные средства лексики: (А)          ("двортерьер" в предложении 3, "подвалило работы" в предложении 31), (Б)          ("не пропал без вести" в предложении 19), троп: (В)          ("умными глазами" в предложении 3, "спасительный маршрут" в предложении 28). Синтаксическое средство (Г)          (в предложениях 5, 16, 33, 38) позволяет проследить за ходом мыслей рассказчика».

Список терминов:

1)  неполные предложения
2)  разговорная лексика
3)  фразеологизм
4)  метонимия
5)  контекстные синонимы
6)  литота
7)  вводные конструкции
8)  контекстные антонимы
9)  эпитет

(1)В середине 1960-х годов в Ленинграде в районе пригородного посёлка Парголово сносили старые деревянные дома – освобождали место для современных жилых зданий. (2)Во дворе одного расселённого дома рабочие обнаружили интересный объект – могилку, над которой возвышался обелиск с прикреплённой к нему необычной фотографией. (3)С той фотографии на памятнике на людей смотрел пёс с большими умными глазами – помесь «двортерьера» с гончей. (4)Подпись гласила: «Дорогому другу Трезору от спасённых им хозяев». (5)Годы жизни, как полагается, тоже были указаны: 1939 – 1945.

(6)Было понятно, что памятник как-то связан с событиями Блокады, и сносить его не стали, а через паспортный стол начали искать бывших жильцов дома. (7)Через неделю в тот двор пришёл седой мужчина и бережно снял фотографию собаки с обелиска. (8)Обступившим его строителям он сказал:

 – Это наш Трезорка! (9)Он спас нас и наших детей от голода. (10)Я его фотографию повешу в новой квартире... 

(11)Осенью 1941 года окраины северных районов и пригородов Ленинграда сравнительно мало страдали от обстрелов и бомбёжек. (12)Основные удары неприятеля приходились на центральную часть города. (13)Но голод, начавшийся в Ленинграде, пришёл и в посёлок Парголово, в том числе и в деревянный дом на четыре семьи, в каждой из которых были дети. (14)Общим любимцем двора был Трезорка – игривый и смышлёный пёс. (15)Но в одно октябрьское утро в собачью миску, кроме воды, налить было нечего. (16)Пёс постоял, видно, подумал. (17)И исчез. (18)Жители вздохнули с облегчением – им не нужно было смотреть в голодные собачьи глаза. (19)Но Трезорка не пропал без вести. (20)К обеду он вернулся домой, неся в зубах пойманного зайца. (21)Этого охотничьего трофея хватило, чтобы приготовить обед для всех четырёх семей и главного добытчика. (22)С тех пор Трезорка начал приносить зайцев почти ежедневно.

(23)Пригородные поля опустевших совхозов были заполнены неубранным урожаем: осенью к городу подступил фронт. (24)Капуста, морковка, картофель, свёкла остались на грядках. (25)И зайцам от этого было раздолье. (26)В семьях того парголовского двора регулярно варили бульоны из зайчатины. (27)Женщины научились шить из шкурок тёплые зимние варежки, меняли их на табак у некурящих солдат, а табак обменивали на еду. (28)Охотничьи походы Трезора подсказали ещё один спасительный маршрут: дети с саночками ходили на засыпанные снегом поля и выкапывали картофель, капусту и свёклу. (29)Это были хоть и подмороженные, но ведь всё равно продукты.

(30)В новогодний вечер 31 декабря 1941 года детям даже установили ёлку, и на её ветках вместе с игрушками висели настоящие шоколадные конфеты, которые выменяли у армейских тыловиков на пойманного Трезором зайца.

(31)Весной и летом 1942 года жить стало легче: зайцев расплодилось особенно много и охотнику Трезору подвалило работы. (32)Так, благодаря мохнатому-хвостатому добытчику, четыре семьи и пережили Блокаду. 

(33)Уже после Победы, в июне 1945 года, Трезор, как обычно, с утра отправился на охоту. (34)А через час пришёл во двор, оставляя за собой кровавый след. (35)Он подорвался на мине. (36)Ненайденных-неубранных мин было ещё очень много в окрестностях Ленинграда. (37)Удивительно, что Трезор не погиб на месте взрыва. (38)Умный пёс, видимо, что-то почуял и успел отскочить. (39)Он доковылял до дома и умер в родном дворе. (40)Жители дома плакали над ним, как над ушедшим из жизни близким человеком. 

(41)Рассказав эту историю, пожилой блокадник попросил строителей: 

– Если сможете, не застраивайте могилу Трезора. (42)Посадите на этом месте дерево, лучше всего ель. (43)Пусть у ребятишек-новосёлов зимой будет ёлка. 

(44)В наши дни жители того парголовского двора уже привыкли, что возле одного из подъездов растёт большая красивая ель. (45)И не многие знают, что она посажена в память о блокадной собаке, которая спасла от голода шестнадцать ленинградцев.

(Александр Смирнов, г. Санкт-Петербург)

Решение:
(А)_разговорная лексика_
Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной.
(3)… помесь «двортерьера» с гончей.
(31)… охотнику Трезору подвалило работы.
(Б) _фразеологизм_
Устойчивые сочетания слов, значение которых не определяется значением входящих в них слов, взятых по отдельности.
(19)Но Трезорка не пропал без вести.
ПРОПАСТЬ БЕ́З ВЕСТИ. Неизвестно где находиться; не давать о себе знать. — А мой старший брат, сам ты ведаешь, На чужой сторонушке пропал без вести (Лермонтов. Песня про… купца Калашникова).
(В)_эпитет_
Художественное определение: красочное, образное, которое подчёркивает отличительное свойство предмета. Содержит скрытое сравнение
(3)С той фотографии на памятнике на людей смотрел пёс с большими умными глазами…
(28)Охотничьи походы Трезора подсказали ещё один спасительный маршрут…
(Г)_вводные конструкции_
Вводная конструкция — единица языка (слово, словосочетание, предложение), входящая в состав предложения, но не вступающая с его членами в синтаксическую связь. Выражает отношение автора к высказыванию, его оценку, помогает выстраивать связи с контекстом
(5)Годы жизни, как полагается, тоже были указаны: 1939 – 1945.
(16)Пёс постоял, видно, подумал.
(33)Уже после Победы, в июне 1945 года, Трезор, как обычно, с утра отправился на охоту.
(38)Умный пёс, видимо, что-то почуял и успел отскочить.

Ответ: 2397

Источник: NeoFamily