Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Тезис, например: под конец своего правления Павел I и Александр II столкнулись с проблемами власти и социальной неудовлетворенности населения, итогом которых стало убийство обоих правителей; (Может быть сформулирован другой тезис.)
2) Обоснования, например (для приведенного выше тезиса):
— оба правителя предпринимали определенные реформы, чтобы смягчить напряженность в обществе. Павел I проводил некоторые прогрессивные трансформации, такие как принятие ряда документов, получивших неофициальное название «Разжалованная грамота дворянства», манифеста «о трехдневной барщине». Александр II, в свою очередь, проводил «Великие реформы», среди которых были реформы освобождения крестьян, судебная и военная реформы, которые, несмотря на свое ограничение в реализации, имели целью смягчить социальные и политические противоречия в российском обществе. В обоих случаях, эти реформы вызвали недовольство у консервативной части общества, что стало одной из причин роста оппозиционной активности;
— оба императора столкнулись с оппозиционной деятельностью и недовольством населения. Правление Павла I сопровождалось многочисленными заговорами против него, а сам император был убит в ночь с 11 (23) на 12 (24) марта 1801 г. в Михайловском замке группой офицеров. Александр II также столкнулся с множеством социальных протестов и с девятью покушениями на жизнь, десятое из которых оказалось удачным: 1 (13) марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен в результате нападения, осуществлённого несколькими членами террористической организации «Народная воля» в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).
Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов) – 3 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов) ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа – 2 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа: «различие в том, что сравниваемые объекты разные») / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов; ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис – 1 балл
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Источник: NeoFamily