Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Тезис, например:
В эпоху Александра II вооруженные силы Российской империи стали более массовой системой, чем при Петре I;
2) Обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
— Под руководством Петра I армия формировалась через принудительный призыв крестьян на военную службу. Однако, во время правления Александра II была введена всеобщая воинская повинность, которая предусматривала обязательную службу в армии для всех сословий. Это привело к увеличению численности армии и обеспечило возможность иметь большой обученный резерв на случай военных действий;
— Петр I создал и активно развивал Балтийский флот и создал мощную военно-морскую силу на этом направлении. Однако, при Александре II были предприняты усилия для развития военно-морского флота и в Черном море. Были проведены масштабные строительства военно-морских баз и флотилий, что позволило Российской империи иметь военное присутствие и контроль в двух стратегических морских регионах.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).
Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов) – 3 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов) ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа – 2 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа: «различие в том, что сравниваемые объекты разные») / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов; ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис – 1 балл
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Источник: NeoFamily