Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Тезис, например:
В период правления Петра Великого армия стала более эффективной системой, чем в царствование Ивана Грозного;
2) Обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
— В период правления Петра I был создан военно-морской флот, который сыграл значительную роль в укреплении обороноспособности России и проведении морских операций. Петр I провел реформы, направленные на развитие флота, в том числе модернизацию судостроения и обучение моряков. В то время как в период правления Ивана IV военно-морской флот отсутствовал, и Россия не обладала такими возможностями в морской сфере. Отсутствие флота ограничивало возможности Российского государства в проведении морских операций и контроле над морскими ресурсами;
— Во время правления Петра I армия формировалась путем привлечения рекрутов, которые служили в ней на протяжении всей жизни. Это привело к созданию профессиональной армии. Напротив, во время правления Ивана IV основным способом набора в армию было созывание дворянского ополчения, которое собиралось только в период военных действий и не представляло собой постоянно действующую профессиональную военную силу.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).
Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов) – 3 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов) ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа – 2 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа: «различие в том, что сравниваемые объекты разные») / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов; ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис – 1 балл
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Источник: NeoFamily