Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Тезис, например:
Россия достигла большего успеха в Азовских походах, чем в Прутском походе в 1711 году;
2) Обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
— В ходе второго Азовского похода в 1696 году крепость Азов была взята русскими войсками. Под командованием Петра I осуществлена успешная осада крепости, и Азов был захвачен. Это означало важную военно-стратегическую победу для России и расширение ее влияния на Азовском море. В ходе Прутского похода 1711 года русская армия под командованием Петра I была окружена и вынуждена идти на переговоры с Османской империей. Россия оказалась в невыгодном положении, и Петр I был вынужден подписать невыгодные мирные условия;
— В результате Азовских походов в 1695 и 1696 годах крепость Азов была захвачена русскими войсками и вошла в состав России. Это дало России контроль над важным торговым и военно-морским пунктом на Азовском море, укрепило ее позиции в регионе и способствовало развитию торговли и обороноспособности страны. В результате Прутского похода 1711 года Россия вынуждена была вернуть крепость Азов Турции, а также она потеряла выход к Азовскому морю. Это означало потерю военно-стратегической позиции и ухудшение геополитического положения России в регионе.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).
Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов) – 3 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов) ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа – 2 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа: «различие в том, что сравниваемые объекты разные») / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов; ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис – 1 балл
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Источник: NeoFamily