Решение:
11.1.
- У представителей народа развитый внутренний мир. Странствующие мужики показаны милосердными людьми, способными на сострадание и «умиление». Роман освободил птенца, Провушка беспокоился, не холодно ли ребенку сидеть в железном тазу. Павлуша Веретенников называет крестьян умными
- При этом автор поднимает проблему пьянства среди народа. В главе «Счастливые» герои подходили к странникам и рассказывали о несчастливой жизни так, будто они довольны ей, чтобы получить спиртное. Веретенникову обидно, что крестьяне «пьют до одурения». Яким Нагой, мужик, объясняет ему, что так происходит из-за тяжелой жизни: «Работаешь один // А чуть работа кончена // Гляди, стоят три дольщика // Бог, царь и господин!».
- Автор вводит в повествование крестьян, которые по-разному относятся к переменам. Некоторые из них смиряются с судьбой и являются холопами, не готовыми отстаивать право на свободу. Другие – борются со злом и несправедливостью. Автор поддерживает последних
11.2.
- На примере Василисы Мелеховой раскрывается положение женщин на хуторе. Судьба Ильиничны – это судьба типичной казачки, которой приходится много трудиться, «принимать» «горюшко» от мужа, но находящей смысл жизни в поддержании семейного благополучия. Она прививает детям любовь к родной земле и дому
- На примере отношений Мелехова с Аксиньей и Натальей раскрывается любовная тема. Несмотря на то, что судьба обоих героинь трагична, их чувства к избраннику искренние. Так, перед смертью Наталья прощает Григория, а персонаж тяжело переживает её гибель. Аксинья же на протяжении всего романа остаётся верна своим чувствам к Мелехову, а герой понимает, что именно с ней может быть по-настоящему счастлив
- Помимо этого, с помощью образов героинь раскрывается трагичность судьбы женщин: Аксинья получает смертельное ранение, Наталья умирает во время аборта, Анна погибает на поле боя. Каждая из героинь романа-эпопеи проходит через трудные жизненные испытания, принимает сложные решения.
11.3.
Предлагаю взять стихотворения Ахмадулиной:
- «По улице моей который год...» (лирическая героиня осмысляет «уход» друзей из ее жизни из-за их тяги к «предательству». Она пытается найти утешение в обращении к одиночеству (оно очеловечивается) и в итоге «ощутить сиротство, как блаженство»)
- «В тот месяц май, в тот месяц мой...» (в начале стихотворения лирическая героиня описывает собственные ощущения в майский месяц (весну) в прошлом. Она чувствовала связь с природой, настроение согласовывалось с состоянием окружающего мира: «и, расстилаясь над землей, // влекла меня погоды лётность». С помощью союза «но» в стихотворение вводится новая мысль о переменах в восприятии жизни лирической героиней. Ее взгляд становится «строже», параллель со «старым евреем» позволяет сделать вывод о приобретении опыта. Лирическая героиня рада изменениям, так как появляется уточнение: «Слава богу»)
- «Цветы» (лирическая героиня рассуждает о свободе, природя в пример цветы из оранжерей, которым дают свет и воду только для того, чтобы потом подарить «на память». Авторское «я» жалеет растения, ведь они никогда не узнают «что значит мокрая земля», ей «страшно» за их судьбы)
11.4.
Рассмотрим на примере произведения «Мёртвые души», предметы интерьера раскрывают характеры персонажей:
- Интерьер Манилова говорит о лени и излишней мечтательности Манилова, неспособности довести дело до конца. Одна часть его мебели обтянута дорогой шелковой материей, а другая часть - «просто рогожею». В кабинете героя лежит книга с закладкой на 14 странице, которую тот уже два года не может дочитать.
- Интерьер Ноздрева указывает на безнравственность героя, его склонность к обману ради того, чтобы произвести впечатление. В доме не было порядка, многие элементы - подделки (на «турецком» кинжале героя вырезано: Мастер Савелий Сибиряков). Это отражает желание героя казаться тем, кем он не является.
- Интерьер Плюшкина раскрывает скупость, жадность героя. Дом персонажа кажется заброшенным: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул и, рядом с ним, часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину»
11.5.
Необходимо опираться на сюжетно важные эпизоды произведения, предлагаю взять:
- «Посвящение» - глава раскрывает трагедию женщин, живших в то время, создаётся собирательный образ матери
- «Приговор» - глава, в которой лирическая героиня узнает о ссылке сына
- «Распятие» - глава, в которой лирическая героиня сравнивает собственные страдания со страданиями Богоматери, потерявшей ребенка
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные). Если в сочинении менее 200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов
3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)