Решение:
11.1.
- Монолог «А судьи кто?» показывает отношение Чацкого к московскому барству. Чацкий осуждает их за деспотичное отношение к народу;
- В монологе «В той комнате незначащая встреча…» раскрывается образ главного героя комедии, его отношение к моде на все европейское. Чацкий выражает недовольство, потому что выступает за сохранение народных ценностей. Показано и одиночество Чацкого, потому что он «готовил...ответ громовый» на замечания по поводу использования слова «сударыня», но все «оставили» героя;
- Монолог «Не образумлюсь... виноват...» показывает разочарование в любви к Софье, герой высмеивает ее представление о возлюбленном. Чацкий разочаровывается и в обществе и принимает решение об отъезде.
11.2.
- На примере Василисы Мелеховой раскрывается положение женщин на хуторе. Судьба Ильиничны – это судьба типичной казачки, которой приходится много трудиться, «принимать» «горюшко» от мужа, но находящей смысл жизни в поддержании семейного благополучия. Она прививает детям любовь к родной земле и дому
- На примере отношений Мелехова с Аксиньей и Натальей раскрывается любовная тема. Несмотря на то, что судьба обоих героинь трагична, их чувства к избраннику искренние. Так, перед смертью Наталья прощает Григория, а персонаж тяжело переживает её гибель. Аксинья же на протяжении всего романа остаётся верна своим чувствам к Мелехову, а герой понимает, что именно с ней может быть по-настоящему счастлив
- Помимо этого, с помощью образов героинь раскрывается трагичность судьбы женщин: Аксинья получает смертельное ранение, Наталья умирает во время аборта, Анна погибает на поле боя. Каждая из героинь романа-эпопеи проходит через трудные жизненные испытания, принимает сложные решения.
11.3.
Предлагаю взять стихотворения Ахмадулиной:
- «По улице моей который год...» (лирическая героиня осмысляет «уход» друзей из ее жизни из-за их тяги к «предательству». Она пытается найти утешение в обращении к одиночеству (оно очеловечивается) и в итоге «ощутить сиротство, как блаженство»)
- «В тот месяц май, в тот месяц мой...» (в начале стихотворения лирическая героиня описывает собственные ощущения в майский месяц (весну) в прошлом. Она чувствовала связь с природой, настроение согласовывалось с состоянием окружающего мира: «и, расстилаясь над землей, // влекла меня погоды лётность». С помощью союза «но» в стихотворение вводится новая мысль о переменах в восприятии жизни лирической героиней. Ее взгляд становится «строже», параллель со «старым евреем» позволяет сделать вывод о приобретении опыта. Лирическая героиня рада изменениям, так как появляется уточнение: «Слава богу»)
- «Цветы» (лирическая героиня рассуждает о свободе, природя в пример цветы из оранжерей, которым дают свет и воду только для того, чтобы потом подарить «на память». Авторское «я» жалеет растения, ведь они никогда не узнают «что значит мокрая земля», ей «страшно» за их судьбы)
11.4.
Рассмотрим на примере произведения «Мёртвые души», предметы интерьера раскрывают характеры персонажей:
- Интерьер Манилова говорит о лени и излишней мечтательности Манилова, неспособности довести дело до конца. Одна часть его мебели обтянута дорогой шелковой материей, а другая часть - «просто рогожею». В кабинете героя лежит книга с закладкой на 14 странице, которую тот уже два года не может дочитать.
- Интерьер Ноздрева указывает на безнравственность героя, его склонность к обману ради того, чтобы произвести впечатление. В доме не было порядка, многие элементы - подделки (на «турецком» кинжале героя вырезано: Мастер Савелий Сибиряков). Это отражает желание героя казаться тем, кем он не является.
- Интерьер Плюшкина раскрывает скупость, жадность героя. Дом персонажа кажется заброшенным: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул и, рядом с ним, часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину»
11.5.
Необходимо опираться на сюжетно важные эпизоды произведения, предлагаю взять:
- «Посвящение» - глава раскрывает трагедию женщин, живших в то время, создаётся собирательный образ матери
- «Приговор» - глава, в которой лирическая героиня узнает о ссылке сына
- «Распятие» - глава, в которой лирическая героиня сравнивает собственные страдания со страданиями Богоматери, потерявшей ребенка
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
9 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)