- Умный справочник
- Литература
- Терминология
Терминология
***
Привяууу! Сегодня будем обсуждать што-то очень полезное и объемное… Это терминология, которая пригодится тебе для теста и для 11 сочинения, где нужно ее использовать. Всего знание терминологии может принести тебе в копилочку, как минимум, 10 первичных баллов. А это уже 23 балла во вторичке. Они лишними точно не будут (уверяю)!!
Начнем с истоков…С фольклора!
Фольклор
Это устное народное творчество. То есть, это те произведения, которые созданы не конкретным автором, а представителями народа, которые передавали эти истории из уст в уста. Вот так, пацаны.
Средства выразительности у фольклора: постоянные эпитеты, повторы, параллелизмы (с природой особенно)
***
Художественное все
Енто мало пригодится для теста, но важно для понимания сути произведений (а еще это есть в кодификаторе, поентому знать надо).
Художественный образ
Любое явление, предмет, субъект, показанные автором в произведении.
Например, образ деревьев (отсылка на одну из тем 10 задания ЕГЭ этого года) в стихотворении Фета «Учись у них — у дуба, у березы…».
Художественные время и пространство
Вот если просто, то это действительность внутри самого произведения. Такой маленький мир, где есть своя жизнь со своим временем и пространством.
А еще есть связь времени и пространства. Обзовем это хронотопом.
Художественный вымысел
Тоже такой себе термин для теста ЕГЭ… Но кодификатор говорит, что надо знать. А мы молча знаем. По факту — это вот все, что автор придумывает в своем произведении.
Например, выдуманные герои романа «Капитанская дочка». Гринев там наш, Маша. (А еще там есть реальные исторические персоналии…Об этом ты узнаешь, прочитав статью по «Капитанской дочке»).
***
Поэтика и фантастика
Два термина, которых объединяет нечто общее — они маловероятно встретятся в тесте. Они в этом плане как две палочки твикс… Моя любимая шоколадка детства, между прочим.
Поэтика
Совокупность художественных средств произведения.
Например, в «Слове о полку Игореве» поэтика произведения связана с использованием параллелизмов, постоянных эпитетов, антитезы и так далее. Вот вся эта куча и создает поэтику.
Фантастика
Изображение нереалистичных событий или явлений.
Щас будем вспоминать моего любимого Гоголя, и не моголя. Помнишь его «Нос»? Там речь идет о том, что был такой один нос, который вдруг чего-то стал самостоятельной единицей. Так вот, это фантастика. Все-таки носы обычно не бегают по Петербургу. По крайней мере, я не видела.
***
Обо всем авторском
Эта информация интересна и важна, потому что автора на ЕГЭ по литре нужно любить, беречь и уважать. А чтобы все это делать, нужно научиться замечать его в произведении.
Авторский замысел
Первая ступень создания произведения.
Вспомним историю с «Мертвыми душами». Авторский замысел здесь берет начало в момент, когда Пушкин подсказал Гоголю сюжет, а Гоголь его «раскрутил».
Авторская позиция
Это оценка писателем всего, что находится внутри его произведения. Она может отображаться и в портретах героев, и в ремарках, и в названии произведения, и в эпиграфах. В общем, во всем. (читай об этих терминах чуть ниже)
Вспомним «Капитанскую дочку». Она же почему-то так называется, верно? Значит, у автора какое-то особенное отношение именно к этой героине.
Образ автора
Это один из действующих героев произведения, о котором тоже можно много че сказать.
Тема, связанная с образом автора, может встретиться на ЕГЭ в 11 сочинении. Типа образ автора в таком-то произведении. И вот тут мы должны писать о том, как именно он раскрывается, то есть, каким предстает автор и с помощью чего он именно таким показан.
***
Все о героях
А вот это уже — база. Это надо знать! Хотя бы для тестика. А вот типы героев а-ля «маленький человек» могут встретиться и как тема к 6 заданию.
Персонаж
Действующее лицо произведения.
Виды персонажей
- главные (ну это крутые челики)
- второстепенные (это те, кто появляется по ходу всего произведения, но им уделено не так много внимания, как главным)
- эпизодические (появляются в нескольких или одном эпизоде)
- внесценические (которые сами не появляются, но их упоминают те, кто есть в произведении)
Давай обсудим на примере пьесы «Горе от ума». Главные герои здесь — Чацкий, Фамусов, Софья, Молчалин. Второстепенные — Лиза, Скалозуб и т.д. Эпизодические — Хлестова, Репетилов и т.д. Внесценические — двоюродный брат Скалозуба, профессора учебных заведений, которых обсуждают на балу.
Лирический герой
Герой стихотворений, который отображает чувства автора (не надо называть его автором или просто героем плиз)
Когда будешь писать сочку, помни, што лирический герой все делает в самом стихотворении (любит там, например), автор — только принимает участие в создании стихотворения.
Типы героев
Деление на типы довольно абстрактно. Кто-то зовет Чацкого «лишним», кто-то — «новым», для кого-то (такой позиции придерживаюсь я) он вообще не подлежит типированию. Здесь будут приведены примеры «ну инфа сотка».
- маленький человек: приземленность, общество отвергает его, конфликт с властью, всегда низкий социальный статус.
Червяков, Башмачкин, Евгений из «Медного всадника», Семен Мармеладов.
- лишний человек: высокий социальный статус, разочарованность, отсутствие цели, одиночество.
Печорин, Онегин, Обломов.
- новый человек: деятельность, конфликт с прошлым поколением, новые взгляды.
Базаров, герои Чернышевского.
***
Две «п»
Я про пафос и проблематику. Термины для теста тоже малопригодны, но для 11 сочинения можно использовать. Вот и статья о том, как именно включать эти несчастные термины в анализ.
Пафос
Настрой, так сказать, страсть произведения. Для теста не пригодится. В сочинениях тоже не советую использовать. Легко ошибиться…
Вот не у каждого произведения есть прям конкретный пафос. Обычно выделяют героический, трагический, сентиментальный, романтический, сатирический, комический виды пафосов, которые совмещаются и пересекаются.
Проблематика
Совокупность проблем произведения. Проблема — это вопрос, который автор поднимает. А-ля проблема необходимости мечты, воспитания.
Проблемы и вопросы можно поднимать, они не могут там раскрываться, звучать и т.д.
***
Тема, идея, мотив
Для теста надо знать, а еще важно понимать — в чем различия между этими терминами!
Тема
Это то, о чем произведение. Бывают "вечные темы": любви, смерти, войны и т.д.
Одна из тем «Капитанской дочки» — восстание Пугачева.
Идея
Это то, к чему ведет автор. Основная мысль произведения. Это не то же самое, что тема, друг.
Берем ту же «Капитанскую дочку» для наглядности. Одна из идей — бунт проблемы не решит.
Мотив
Значимый компонент текста, микротема. Он служит для чего-то во многих произведениях. мотив полета, встречи, одиночества.
Тему и мотив важно научиться различать, стараемся не пихать эти термины везде, легко ошибиться. Для себя запомни: тема — это что-то важное в произведении, основное. Мотив — про точечное.
***
Как строится произведение?
В этой части теории важно ВСЕ!!! Запоминай формулировки, пригодятся для теста!!!
Сюжет
Последовательность событий, действий в произведении.
Фабула
Фактическая сторона повествования, хронологическая последовательность событий.
Фабула и сюжет чаще всего совпадают, но есть и «Герой нашего времени»... Сюжет там — это то, в какой последовательности ты читаешь произведение. Фабула — как происходили бы эти события в реальной жизни.
Композиция
Построение, структура художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, сцен, эпизодов.
Виды композиций
- Линейная. События последовательно развиваются.
- Инверсионная. Действие развивается в обратном порядке.
- Кольцевая. Начало и конец похожи.
- Концентрическая. Сюжетная спираль: повторение нескольких событий: все они имеют корни в прошлом.
- Зеркальная. Начало и конец зеркальны, повторяются, но по-другому.
- Рамочная. Основной сюжет в центре, а по обе стороны – обрамление.
Стадии развития сюжета
Экспозиция. Часть, в которой обрисованы место, время и положение персонажей перед началом действия. По сути это знакомство с персонажами.
Завязка. Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, определяет все последующее развитие действия.
Кульминация. Вершина конфликта, момент предельного обострения противоречий. После кульминации действие идет на спад. В одном произведении может быть несколько кульминаций.
Развязка. Заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта или указание на возможные пути его решения. Развязка может быть трагичной или благополучной.
Эпилог. Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев. Всегда расположен в конце произведения.
Эпиграф
Небольшой текст в начале произведения, который помещается автором для выражения основной мысли книги, статьи в газете или журнале, либо его фрагмента.
"Береги честь смолоду" вам ни о чем не говорит? Главная задача эпиграфа, в том числе этого — в краткой форме погрузить читателя в контекст произведения.
Лирическое отступление
Авторские размышления , которые только косвенно связаны с темой. Они раскрывают образ автора, показывают его отношение к чему-либо.
Лирические отступления чаще всего появляются в роде лиро-эпос. (Например, в «Слове о полку Игореве») О родах ты можешь прочитать такую статью.
***
То, что попадается в тесте ОЧЕНЬ часто
Обязательно выучи формулировки этих двух терминов.
Конфликт
Столкновение, противостояние взглядов и мнений.
Обычно в тесте так и спрашивают: «Как называется противостояние старших и младших в пьесе Островского?». Так что запоминай слова-«маячки», чтобы сразу понимать, о чем спрашивают.
Антитеза
Противопоставление. Оно может затрагивать кого угодно и что угодно.
Типичная формулировка в тесте: «В фрагменте герои противопоставлены. Как называется такой прием?».
***
Загадки ДЫРЫ
Просто иронично-отсылочное к Лапенко название небольшого блока терминов, который для всех окутан тайной: шо таке, как этим пользоваться и куда с этим обращаться?
Деталь
Выразительная, яркая, любая ПОДРОБНОСТЬ внутри чего-то большего. Вот есть типа описание природы, а внутри описания природы подчеркнут определенный листочек у дерева, допустим. Вот листочек — это деталь.
Деталью может быть и одежда, и глаз, и телега, и што угодно. Если ты видишь в вопросе упоминание подробности — перед тобой деталь.
Подтекст
Скрытый смысл произведения.
Вот есть у нас Салтыков-Щедрин. Пишет вроде про рыб, а имеет-то в виду либеральную интеллигенцию...
Символ
Это образ, который имеет многозначный смысл.
Вот у символистов (о которых ты сможешь узнать, прочитав статью о модернизме), в том числе у Блока, это не просто синий плащ — а символ измены, а еще скрытности, и бог знает чего еще…
Психологизм
Это СПОСОБ отображения внутреннего состояния, душевных переживаний героя. Например, через его письма, внутренние монологи, выявление черт характера.
Мне кажется, я сойду с ума, если если кто-нибудь еще раз напишет, чтоавтор раскрывает психологизм героя…
***
Народность и историзм
Термины вряд ли пригодятся для теста, но в сочинении использовать можно!
Народность
Это отражение жизни народа в литературе.
У кого-то народность литературы проявляется в способности достоверно передать мысли, речь его представителей (Например, у Некрасова). Народность во многом связана и с тем, насколько активно автор черпает вдохновение из фольклора (Таким увлекался Жуковский).
Историзм
Передача исторических событий или черт конкретной эпохи в произведении.
Где-то историзма больше (конкретное событие в основе сюжета), где-то меньше, но в целом — он есть практически везде, ребята.
***
Четыре «р»
Термины для тестика, просто запоминаем определения.
Рифма
Созвучие концов стихотворных строк.
Возьмем песню Нойза как пример:
«То есть, не ты, конечно, а твоя копия <…>
Если, конечно, всё это — не утопия».
Резонер
Голос автора, выразитель авторских идей.
Чаще всего резонеры появляются в драматических произведениях, хотя могут встречаться и в других родах. Вот в пьесе «Недоросль» Фонвизина таким героем-резонером можно назвать Стародума.
Реплика
Ответ героя на высказывание другого героя из драматического произведения.
Примерчик из драмы «На дне» Горького:
Клещ. Врешь!
Квашня. Чего-о?
Ремарка
Авторское уточнение, пояснение в тексте драмы, то есть, пьесы. Их главная задача — уточнить, как именно ведут себя герои в определенных ситуациях. Также ремарки помогают понять авторское отношение к происходящему.
Здесь целых два примера способов оформления ремарок:
Настя (протягивая руку). Дай... отдай! Ну... не балуй!
Барон смотрит на нее, помахивая книжкой в воздухе.
***
Трагическое и комическое
Вот насчет трагического можешь особо не париться. Пригодится вряд ли. А вот средства создания комического для ЕГЭ знать надо обязательно.
Трагическое
Это про неразрешимые конфликты.
Комическое
Раскрытие жизненных несостыковок через высмеивание.
Средства создания комического
Надо учиться различать. Поэтому запоминаем формулировки. Кстати, комическое вообще очень редко встречается в стихотворениях. Запоминаем. Пригодится для 8 задания.
- Юмор — изображение героев в смешном виде. Это смех веселый, добродушный. Никого обидеть юмор не хочет. Поэтому юмора в литературе не так уж и много… Зато в баснях Крылова пруд пруди.
- Ирония — скрытая насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. Вроде пискаря автор называет премудрым, но показывает через его действия обратное.
- Сатира — высмеивание, разоблачение отрицательного. Вспомним того же Салтыкова-Щедрина, который высмеивал пискаря за его страх перед жизнью.
- Сарказм — язвительная насмешка, когда негодование высказывается открыто. Такое любил Маяковский. Чего стоит его стихотворение «Нате!»: «Вот вы, женщина, на вас белила густо, // вы смотрите устрицей из раковин вещей».
- Гротеск — абсурдное, фантастическое преувеличение. Опять-таки обращаемся к старому-доброму Салтыкову-Щедрину и его «Истории одного города», где у градоначальника голова была нафарширована трюфелями…
***
Средства создания образов
Внимание! Это супер-пупер полезно и для теста, и для сочинения.
Интерьер
Внутреннее устройство помещения, бытовые детали, которые помогают раскрыть характер персонажей.
Один из самых известных примеров интерьера можно отыскать в «Обломове». Может, помнишь, как подробно описывается квартира главного героя, которая выглядит так же безжизненно, как и сам Обломов.
Портрет
Изображение внешности героя как способ его характеристики. В общем, если в тестовом вопросе видишь слово «внешность», то енто о портрете спрашивают, честно.
Портрет Базарова из «Отцов и детей», например, подчеркивает его хищническую натуру (книзу заостренный нос), простоту (красная рука труженика) и т.д.
Пейзаж
Изображение картин природы, описание природы. Пейзаж подчеркивает или передает душевное состояние героев, которое уподобляется или противопоставляется жизни природы, участвует в развитии сюжета, судьбе героя.
Пейзаж из «Слова о полке Игореве» вообще отдельная история. Выполняет всевозможные функции, являясь отдельным героем произведения.
***
А поговорить?
Понял(-а) отсылку к Шихман? (журналист во мне дает иногда о себе знать). Здесь будут перечислены термины, которые так или иначе касаются речи героев.
«Говорящие» имена и фамилии
Немножко обманула, потому что здесь речь идет не о речи… Это такие имена и фамилии, которые характеризуют героя. Фамилия Скотинин ни о чем тебе не говорит?
Речевая характеристика героя
Использование автором элементов книжной речи или просторечий или других особенностей, которые помогают лучше раскрыть образ героя. То есть, чтоб Некрасову достоверно написать о мужиках, отправившихся на поиски счастья, ему нужно передать то, как они могли бы в реальности разговаривать.
Монолог
Развернутое и тематически обособленное высказывание персонажа. Такого добра везде немало. Можно выделить монологи Чацкого из пьесы «Горе от ума».
Внутренняя речь/Внутренний монолог
Речь персонажа, которая не произносится вслух и является попыткой разобраться в переживаниях и мыслях. Вспоминаются сразу дневниковые записи газлайтера и абьюзера Печорина.
Диалог
Обмен репликами двух или более людей, воспроизведение речевого общения. Видишь, что ребята общаются? Диалог, выходит.
Афоризм
Лаконичное, короткое изречение из произведения, обладающее глубоким содержанием. Часто афоризмы используют в обычной жизни (типа как поговорки и пословицы)
Как говорится, «служить бы рад, прислуживаться тошно». А с вами был афоризм из комедии «Горе от ума».
***