banner
  1. Умный справочник
  2. Литература
  3. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
Раздел: Из литературы первой половины XIX в.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

СтатьяНе изучено

***

А. С. Грибоедов (1795-1829)

А.С. Грибоедов. «Горе от ума», изображение №1

Дипломат, композитор, поэт и просто хороший человек, который много работал и умер, собственно, во время рабочей поездки в Тегеран.

*А. С. Пушкин, между прочим, считал его одним из умнейших людей России.

***

«Горе от ума» (1824)

А.С. Грибоедов. «Горе от ума», изображение №2

Основа конфликта

Как и любая драма, комедия «Горе от ума» строится на конфликте. Так как эта драма классицистическая, в основе конфликта лежит не любовная история, а общественные, даже государственные вопросы. Перед нами раскрывается столкновение мировоззрений двух обществ: века «нынешнего» (просвещенные либералы — Александр Андреевич Чацкий) и века «минувшего» (консерваторы — «фамусовское» общество). Это классический для литературы конфликт «отцов» и «детей», построенный на противостоянии старого и нового взглядов.

  1. Век «нынешний»: ценности эпохи Просвещения, выступление против поклонения перед Западом и за отмену крепостного права
  2. Ценности и взгляды века «минувшего»: продвижение по службе любыми способами, чинопочитание, раболепство перед вышестоящими, материальные блага, отсутствие интереса к образованию
А.С. Грибоедов. «Горе от ума», изображение №3

Почему дело происходит в Москве, а не в Петербурге?

Петербург на тот момент — столица империи, а значит, прогрессивный город, в котором сразу чувствуются все нововведения. Москва же живет традициями. Москва — провинция, закостенелый быт.

Поэтому жители Москвы («фамусовское» общество) представлены как косные, консервативные люди, которые действуют только ради собственного блага, но не привносят ничего по-настоящему значимого в жизнь государства. В этой среде царят кумовство и чинопочитание. Грибоедов изображает столкновение Чацкого с самой традицией.

Александр Андреевич Чацкий

Единственный положительный герой произведения и герой-резонер, при этом пародийно снижен участием во всевозможных конфликтах. Герой-одиночка: кроме некоторых внесценических персонажей (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской) является единственным представителем века «нынешнего».

А.С. Грибоедов. «Горе от ума», изображение №4

Классицизм с ростками реализма

Прочитав комедию «Горе от ума», Пушкин обзавидовался. Почему? Дело в том, что для современников произведение Грибоедова было определенным разрывом шаблона. Автор, создавая классицистический по своей природе текст, умудрился нарушить большинство законов этого направления и впустить реализм в комедию эпохи Просвещения. Рассказываем, что именно «не так» с этим произведением.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума», изображение №5

Кто же победил в споре?

В споре между новым и старым миром у Грибоедова нет победителя. Чацкий, конечно, прав, но «мечет бисер перед свиньями» — пытается доказать свою правоту обществу, которое категорически не понимает и не разделяет его ценностей.

***

Разбор темы 11 сочинения

Вот нам попалась такая тема в 11 задании: «Почему героиня отвергает любовь героя? (На примере произведения одного из писателей: А. С. Грибоедов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров.)». Предлагаю расписывать аргументы с такими тезисами, если мы берем комедию:

  • Она обижена на Чацкого из-за долгого отсутствия
  • Ее идеал — Молчалин (пока не заскамился), потому что он похож на героя из французских книг: робкий, тихий, задумчивый
  • Софья — часть фамусовского общества, поэтому ищет себе «мужа-слугу».

***