banner
  1. Умный справочник
  2. Литература
  3. «Слово о полку Игореве»
Раздел: Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»

СтатьяНе изучено
***
«Слово о полку Игореве», изображение №1

Фигура автора

«Слово о полку Игореве» написано анонимным автором, что вполне характерно для древнерусской литературы, памятником которой и является произведение. Тогда авторское право не значило для сочинителей того же, что значит для нас сегодня, потому что сама литература была подчинена другим целям, в основном — религиозным. Авторы же были сплошь монахи и, вероятно, верили, что их творчество — трансляция божьей воли, а значит, творец-человек является всего лишь инструментом.

В отечественном литературоведении споры о фигуре автора «Слова о полку Игореве» всё еще ведутся, но единого мнения пока нет. В ЕГЭ мы зовем его «анонимный автор» и рассуждаем над его образом.

Что можно сказать об авторе?

  • мог быть приближенным к князю Игорю, так как сочувствовал ему (в основном, ближе к финалу)
  • он был образован, хорошо разбирался в истории
  • автор имел независимую точку зрения, осуждал раздробленность и некоторых князей
И. Глазунов, «Князь Игорь», 1962
И. Глазунов, «Князь Игорь», 1962

***

Краткий экскурс в историю

Как создавалось произведение, доподлинно неизвестно, однако известно, как оно нашлось: рукописный сборник «Слова» в конце XVIII века случайно обнаружил историк и охотник за старыми рукописями А. И. Мусин-Пушкин. Эта рукопись погибла в московском пожаре 1812 года, но с нее успели снять копию.

В тексте речь идет об историческом событии — о походе новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 году. Кроме Игоря автор упоминает практически всех правителей того времени, а также то и дело устраивает экскурс в прошлое, вспоминая историю Руси от сих до сих, приводя в пример других князей и их деяния.

В произведении изображена эпоха феодальной раздробленности, когда русские княжества обрели независимость друг от друга и вели внутреннюю политику без посторонних вмешательств. Не вдаваясь глубоко в историю, скажем, что раздробленность имела множество положительных аспектов, однако автор «Слова» концентрируется на негативных ее сторонах. И вот почему.

***

Сюжет и композиция

  • вступление (лирическое отступление о предназначении творца, описание замысла игоря)
  • завязка и развитие действия (решение игоря пойти на половцев + описание сражений)
  • кульминация (проигрыш во втором сражении)
  • развязка (побег Игоря из плена с помощью Овлура и природы + восхваление автором Игоря и дружины)
Интересный факт: Ярославна — не имя княгини, а отчество. Жену Игоря звали Ефросинья
Интересный факт: Ярославна — не имя княгини, а отчество. Жену Игоря звали Ефросинья

***

Основная идея

Феодальная раздробленность , отсутствие политического единства, вражда князей ослабили Русь и дали возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить разобщенные русские княжества.

В основе произведения лежит идея единения, гуманизма и патриотизма. Автор не просто рассказывает историю, случившуюся с Игорем и его дружиной, но демонстрирует, почему в двухвековой борьбе раньше побеждала Русь, а теперь — половцы. Для этого он все время возвращается в прошлое, показывая славные, а главное, общие победы русских князей над врагом.

Всего у автора две цели: призвать к прекращению междоусобиц и преодолению раздробленности, а также к созданию сильной централизованной власти в Киеве. Это и есть основная идея текста.

***

Пафос

Пафос, то есть общее настроение «Слова», — особая тема. Как мы заметили ранее, древнерусская литература обыкновенно посвящена религиозным темам. «Слово о полку Игореве» — яркое исключение. Этот текст написан на остроактуальную политическую тему и является развернутым высказыванием анонимного автора относительно происходящих в его стране событий.

Поэтому в «Слове» сливаются гражданский и лирический пафос. Гражданский пафос проявляется, когда автор высказывает свои идеи относительно того, что нужно предпринять, чтобы снова возвысить Русь, а лирический — когда автор сопереживает Игорю и его дружине, когда говорит о собственных чувствах.

***