- Умный справочник
- Литература
- 11 задание
11 задание
***
Время пришло! Мы дошли до 11 задания — самого объемного и сложного (на мой взгляд). Поговорим о том, что оно из себя представляет и как написать его хорошо!

Как выглядит это задание, смотри ниже.

О главном
Ваша задача — выбрать одну тему из 5 предложенных и написать полноценное сочинение на 250-350 слов оптимально. Минимум, который должен быть, 200 СЛОВ. Считайте слова, дорогие мои, иначе вам поставят 0 БАЛЛОВ.
Текстов перед глазами у вас не будет, поэтому внимательно читаем и изучаем произведения из кодификатора.
***
О критериях оценивания
Запоминаем, на что нужно обращать внимание в 11 задании.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии:
1 – Раскрытие темы сочинения
Указания по оцениванию сочинения по критерию К1
1) Недоказанный тезис не засчитывается.
2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция
– единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов;
– одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла,
– двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов
Сформулированы три доказанных тезиса, раскрывающих тему – 3 балла
Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему – 2 балла
Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не может быть выше 1 балла.
Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т.п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения – 3 балла
Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение – 2 балла
Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании – 1 балл
Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) – 0 баллов
3 – Фактологическая точность сочинения
Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов
Отсутствуют фактические ошибки – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
4 – Опора на теоретико-литературные понятия
Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
– Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов.
– Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются понятия искусствоведения при оценивании сочинения по теме 11.5.
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(- ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий – 0 баллов
5 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия – 2 балла
Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями – 1 балл
Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается – 0 баллов
6 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущено две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущено четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
7 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
8 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырёх ошибок – 1 балл
Допущено пять или более ошибок – 0 баллов
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 балл
Допущено три или более ошибки – 0 баллов
Максимальный балл - 20
Ко всему привычному добавляется критерий 3. Он оценивает использование терминов в сочинении.
Чтобы набрать максимум по нему (3 балла), необходимо включить в анализ минимум два литературных термина.
Ко всему привычному добавляется критерий 4. Он оценивает использование терминов в сочинении.
Чтобы набрать максимум по нему (3 балла), необходимо набрать не менее двух баллов по критерию К2 (иначе этот пункт
оцениваться не будет!) и включить в анализ минимум два литературных термина. Кстати, если вы пишете 11.5. и прибегаете к
понятиям искусствоведения, они тоже будут засчитаны!

Пример: Чтобы показать, что герои испытывают друг к другу безответную любовь, автор использует зеркальную композицию. Сначала Татьяна Ларина пишет письмо Онегину и отвергнута им, а в финале произведения, напротив, отказ получает Евгений
Также только в 11 сочинении оценивается грамотность (К7-К9)! Так что никаких лишних запятых и «облоков».
Для получения максимума баллов нужно:
- отвечать строго на тот вопрос, который был задан, не отступая от темы
- не писать меньше 200 слов, иначе сочинение аннулируют
- выбрать только одно сочинение из пяти предложенных
- использовать для анализа литературные термины
- в сочинениях по лирике проанализировать не менее трёх произведений
***
О композиции сочинения
А как может выглядеть 11 сочинение?
Представим, что нам задали вопрос: «В чем особенность конфликта между Чацким и фамусовским обществом?».
Вступление
Необходимо сделать подводку к своим размышлениям/кратко ответить на вопрос. Предлагаю такую схему:
1 предложение — о произведении или авторе.
2 предложение — подводка к теме.
3 предложение — переформулировка вопроса в теме/ответ на него.
Пример: «Горе от ума» – одно из главных произведений в творчестве Грибоедова. В нем показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом. И его главная особенность заключается в том, что он затрагивает разные сферы жизни./ заключается в следующем.
Основная часть
Необходимо ответить на вопрос с помощью 3 аргументов, каждый из которых пишется в отдельном абзаце. Важно анализировать произведение в заданном вопросом направлении, использовать цитаты и важные детали из него, чтобы доказать точку зрения.

Пример 1 аргумента: Во-первых, конфликт касается отношения к службе (формулируем тезис — краткий ответ на вопрос в теме). Так, Чацкий хочет выполнять гражданский долг. Ему важно не прислуживать, а «служить делу» (1 пример). А представители фамусовского общества видят цель службы в продвижении по карьерной лестнице. При этом им не важно, какими путями они получат высокий чин. Дядя Фамусова Максим Петрович упал перед императрицей несколько раз, чтобы получить ее расположение, и для Фамусова — это пример для подражания: «Привстал, оправился, хотел отдать поклон, // Упал вдругорядь – уж нарочно, // А хохот пуще, он и в третий так же точно» (2 пример).
Вывод
Нужно кратко суммировать то, что вы сказали в основной части.

Пример: Таким образом, главная особенность конфликта века нынешнего и века минувшего в том, что герои не согласны друг с другом и в нравственных, и в гражданских вопросах.
***
