banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. СССР в 1930-х: сталинская культура
Раздел: СССР в 1922-1939 гг.

СССР в 1930-х: сталинская культура

Статья
Не изучено

Политические и экономические изменения, произошедшие в СССР при И. В. Сталине, оказали огромное влияние на культурное пространство страны: идеологический контроль и формирование массового сознания требовали отказа от многообразия форм, в то время как технологический прогресс и индустриализация предполагали вкладывания огроных средств в образование и науку.

Система образования

Отказ от основных большевистских концепций и некоторая стабилизация внутренней и внешней полтики СССР стала поводом для возвращения многих классических методов обучения школьников и студентов:

  • Основопологающими стали обычные уроки — по всей стране упразднялись неклассические способы преподавания.
  • Вводились единые программы для школьного и высшего образования — единые предметы, методы и учебники, одобренные государством.
  • Были отменены ограничения для поступающих и возвращены экзамены.

С возвращением традиционных методов образования значительно улучшилось его качество. Более того, быстрые темпы урбанизации привели к увеличению количества учебных заведений и обучающихся в них: к 1940 году в СССР было более 192 тыс. школ, 4 тыс. техникумов и 817 университетов.

Студенты медицинского факультета МГУ на лекции по гинекологии, 1930 год
Студенты медицинского факультета МГУ на лекции по гинекологии, 1930 год

Главным достижением 1930-х годов, безусловно, стало введение обязательного начального и среднего образования: в деревнях и сёлах обязательной была начальная школа (4 класса), а в городах необходимо было получать неполное среднее образование (7 классов).

Требования индустриализации предполагали необходимость огромного количества специалистов, что стало причиной распространения кратких курсов повышения квалификации, заочного обучения, учёбы в две смены и других способов быстро получить образование.

Достижения советской науки

Советское правительство в 1930-х продолжало финансировать исследования в области естественных наук: появилось множество научно-исследовательских институтов (НИИ) в разных сферах, по всей стране создавались филиалы АН СССР.

В сталинские годы начинается советское освоение Арктики. Оно, прежде всего, связано с именами О. Шмидта (его судно впервые прошло Северный морской путь за одну навигацию) и И. Папанина (его команда работала на первой в мире дрейфующей полярной станции «Северный Полюс-1».

Освоение Севера не проходило беспроблемно: в 1933-1934 годах во льдах застряла экспедиция челюскинцев (названы по пароходу «Челюскин»), операция по их спасению проходила по воздуху, что требовало невероятного таланта лётчиков.

Кадры из хроники спасения челюскинцев, 1934 год
Кадры из хроники спасения челюскинцев, 1934 год

Почти всю экспедицию удалось спасти (погиб только один человек), лётчиков-спасателей и исследователей дома встречали, как героев. Многие участники спасательной операции стали первыми героями СССР (награду как раз ввели в 1934 году).

Другими лётчиками-героями стали члены экипажа В. П. Чкалова. В 1937 году они совершили рекордный на тот момент перелёт Москва — Северный полюс — Портленд (США) в более чем 9 тыс. км.

Марка, посвящённая столетию Чкалова, 2004 год
Марка, посвящённая столетию Чкалова, 2004 год

В 1930-х восходит звезда одного из будущих авторов советской космической программы — С. П. Королёва — он завершит прототип ракеты Цандера, создаст первую советскую крылатую ракету и поучаствует в разработке «Катюш».

Были в СССР и новые достижения в теоретических разработках: крупное математическое открытие совершил М. В. Келдыш, а П. Л. Капица продвинет физические исследования, описав сверхтекучесть гелия.

Проблемы советской науки

Одновременно с крупными достижениями, наука 1930-х годов переживала тяжкие потрясения, связанные с политикой партии:

  • Ведущие исследователи Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ) — Вавилов, Четверяков и Кольцов — были репрессированны из-за действий Т. Д. Лысенко. Фальсифицируя свои результаты, он выступил против генетики, объявив её лженаукой. Партия встала на его сторону.
  • Помимо генетики, гонениям подверглись цитология, кибернетика, славистика и социальная психология, они были запрещены в СССР, что привело к отставанию отечественных исследований в этих сферах.
  • Во времена Большого террора многие учёные (направленно и случайно) были арестованы или расстреляны. Среди них: генетик Вавилов, почвовед Тулайков , химик Горбунов, микробиолог Надсон и философ Рязанов.
  • Отдельным наказанием для многих учёных были «шарашки» — места лишения свободы, в которых использовался научно-технический труд. В них попадали даже такие известные первооткрыватели, как Королёв, Туполев и Поликарпов.
Работа авиаконструктора Туполева в одной из «шарашек» ГУЛАГ'а, 1930-е
Работа авиаконструктора Туполева в одной из «шарашек» ГУЛАГ'а, 1930-е

При Сталине продолжилось и усилилось давление на гуманитарные науки: в 1929-1931 годах проходило сфабрикованное «Академическое дело», в рамках которого было арестовано 115 человек, включая историков С. Платонова и Е. Тарле. Историков-краеведов обвинили в заговоре против советской власти и приговорили к различным срокам заключения, некоторые погибли в тюрьме.

В 1933-1934 годах проходило схожее «Дело славистов» против лингвистов.

Отказ от старых большевистских планов привёл и к изменениям в отношении государства к истории: новый курс на партиотическое воспитание отрицал работы Покровского, заново восхвалял и, порой, приувеличивал достижения науки, культуры и некоторые военные победы Российской Империи.

Первые страницы «Краткого курса»
Первые страницы «Краткого курса»

Важнейшим элементом исторической пропаганды сталинского времени стало издание «Краткого курса истории ВКП(б)» под личной редакцией генсека партии в 1938 году. Сталинское изложение событий тех лет преувеличивало его собственную роль, описывало причины существования врагов народа и показывало, как необходимо теперь было интерпретировать историю партии.

Господство социалистического реализма

1930-е годы стали временем унификации культуры под руководством партии. После постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 года и выступления А. Жданова — партийного идеолога — единственным приемлемым стилем во всех сферах искусства стал соцреализм.

Ответом на индустриализацию стала популярность производственных книг, то есть романов, восхваляющих стройки первых пятилеток:

  • «Гидроцентраль» М. Шагияна
  • «Энергия» Ф. Гладкова
  • «Большой конвейер» Я. Ильина
  • «Поднятая целина» М. Шолохова была посвящена коллективизации и движению «двадцатипятитысячников»
Открытие I съезда писателей, на котором был создан «Союз Писателей СССР», 1934 год
Открытие I съезда писателей, на котором был создан «Союз Писателей СССР», 1934 год

Действительной художественной ценностью в то время обладали труды на темы истории и Гражданской войны:

  • «Тихий Дон» М. Шолохова
  • «Как закалялась сталь» Н. А. Островского
  • «Пётр Первый» А. Н. Толстого

1930-е годы стали эпохой настощего расцвета детской литературы, в это время выходили работы С. Маршака, К. Чуковского, А. Гайдара, Ю. Олеша, А. Барто и С. Михалкова.

— В 1937-ом году издательство Маршака разгромили. Как он избежал ареста?
— Тому есть два объяснения. Одно из них такое, я сам говорил об этом с дедом, и он мне сказал: «Меня спасли дети». Действительно, к тому моменту тиражи Маршака были миллионными, в каждой семье знали его имя.
— Александр Маршак, внук писателя. Из интервью 2018 года

Произведения же, которые не соответствовали советской доктрине или же не вмещались в рамки соцреализма, не допускались к изданию. Под запретом оказались работы Ахматовой, Булгакова, Цветаевой, Платонова и многих других.

Живопись

Советская живопись 1930-х годов тоже жила по правилам соцреализма — глава Союза Художников СССР АГерасимов — специалист парадных портретов вождей — требовал создавать картины с положительными героями, целью которых было бы воспитание и агитация.

Сталин и Ворошилов в Кремле, А. Герасимов, народное название картины «Два вождя после дождя»
Сталин и Ворошилов в Кремле, А. Герасимов, народное название картины «Два вождя после дождя»
Стахановцы, А. Дейнека
Стахановцы, А. Дейнека
Допрос коммунистов, Б. Иогансон
Допрос коммунистов, Б. Иогансон

С установлением соцреализма, художники-авангардисты — Петров-Водкин, Малевич, Фальк и другие — оказались под запретом.

Музыка

Музыкальная культура 1930-х была представлена, в основном, двумя жанрами.

Классическая музыка:

  • С. С. Прокофьев — опера «Семён Котко», сказка «Петя и волк»
  • Д. Д. Шостакович — Четвёртая, Пятая, Шестая симфонии и опера «Леди Макбет Мценского уезда».

Песенная музыка:

  • Л. Орлова — «Марш энтузиастов»
  • Л. Утёсов — «Московские окна», «Марш Весёлых ребят»
  • И. О. Дунаевский — «Спортивный марш», «Песня о весёлом ветре»

В целом, песни многих поэтов и композиторов, влючая Александрова, братьев Покрасс, Богословского, Блантера и многих других, отвечали запросам времени — воспевали достижения партии, и СССР, рассказывали о стройках пятилеток, носили мобилизационный, патриотический характер.

Фото статьи газеты «Правда» от 28 января 1936 года, с которой начался разгром музыкантов
Фото статьи газеты «Правда» от 28 января 1936 года, с которой начался разгром музыкантов

Сферы художественной культуры тоже были затронуты репрессиями: с 1936 года началась кампания против Шостаковича, его и многих других авторов обвиняли в «чуждых советскому искусству позициях» и «антинародном» творчестве. Позже эта кампания перенеслась на театр и литературу.

В список жертв сталинских репрессий вошли такие деятели культуры, как Б. Корнилов, Мейерхольд, Бабель, Клюев, Пильняк и другие.

Кинематограф

Сталин, как и Ленин в своё время, осознавал значимость кино для воздействия на массовое сознание, поэтому часто он лично проверял и утверждал многие сценарии фильмов. Для развития этого направления были созданы ВГИК — Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии, специальные студии — «Союзмультфильм», «Союздетфильм» и другие. Второй причиной развития кино стал технологический прогресс:

  • «Путёвка в жизнь» Н. Экка стал первым советским звуковым фильмом.
  • Большой популярностью пользовались музыкальные фильмы «Весёлые ребята»«Волга-Волга» и «Цирк» Г. ВАлександрова.
Рекламный плакат к фильму «Весёлые ребята», 1934 год
Рекламный плакат к фильму «Весёлые ребята», 1934 год
  • Важную роль изображения идеальной жизни при социалистическом обществе играли фильмы «Трактористы» и «Свинарка и пастух» И. А. Пырьева.
  • Известной комедией был «Подкидыш» ТЛукашевича.
  • Крупными историческими фильмами были «Чапаев» братьев Васильевых и «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана.
  • Важным политическим изображением Ленина стали фильмы М. Ромма — «Ленин в Октябре»«Ленин в 1918 году».

Снималось огромное количество картин агитационно-патротического характера. Среди них особое место занимает работа СЭйзенштейна. Его фильм «Александр Невский» прошёл необычный путь: его продвигали в 1938 году из-за антинемецкой тематики, затем запретили после подписания пакта Молотова-Риббентропа, а затем снова пустили в прокат в 1941 году, после начала войны в рамках антифашисткой кампании.

Кадр из фильма Александр Невский Сергея Эйзенштейна, 1938 год
Кадр из фильма Александр Невский Сергея Эйзенштейна, 1938 год

Архитектура

Индустриализация стала временем массовой застройки по всей территории СССР: для строек пятилеток возникали целые новые города, для развития образования в быстрых темпах строились детские сады и школы, а для досуга и агитации создавались дома культуры, кинотеатры, спортивные и культурные парки.

Так как всё это строилось в быстрых темпах и в рамках четкого плана, то и от архитектурных новшеств было решено отказаться — это стало началом конца конструктивизма. В постройки сталинских времён снова вернулась симметрия. В добавок к симметрии (для значимых зданий) шли колонны, портики и статуи, поэтому архитектуру конца 1930-х и 1940-х годов часто называют сталинским ампиром или же сталинским неоклассицизмом.

Дом на Моховой ул. 13, один из самых первых проектов в новом стиле, 1932-1934 годы
Дом на Моховой ул. 13, один из самых первых проектов в новом стиле, 1932-1934 годы
Сталинский ампир — архитектурный стиль СССР 1934-1955 годов. Отличается величественностью, помпезностью и роскошью, берёт вдохновение от позднего классицизма, неоготики и ар-деко. Основная часть построек этого стиля приходится уже на послевоенные годы.

Самые заметные изменения произошли в Москве после принятия плана по реконструкции города 1935 года. Центральные районы были расширены и преображены за счёт уничтожения как старых ветхих зданий, так и объектов исторического наследия.

Разрушение Храма Христа Спасителя в Москве, 1931 год
Разрушение Храма Христа Спасителя в Москве, 1931 год

Сталинский ампир так же выделяется стремлением к гигантизму, что было свойственно архитектуре тоталитарных режимов. К примеру, на месте снесённого Храма Христа Спасителя предполагалось построить огромный Дворец Советов по проекту Иофана и Щукова.

Дворец Советов должен был быть высотой в 400 м, статуя Ленина должна была быть 100 м
Дворец Советов должен был быть высотой в 400 м, статуя Ленина должна была быть 100 м

Известнейшим символом Советского Союза 1930-х годов стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная для павильона СССР на Парижской международной выставке 1937 года. Статуя обрела всемирную славу — французское правительство даже предлагало её выкупить.

«Рабочий и колхозница» напротив Герба Третьего Рейха А. Шпеера (немецкий павильон). Париж, 1937 год

«Рабочий и колхозница» напротив Герба Третьего Рейха А. Шпеера (немецкий павильон). Париж, 1937 год