- Умный справочник
- История
- Культура второй половины XIX века. Третья часть
Культура второй половины XIX века. Третья часть
***
Первую часть о науке, образовании, путешественниках и литературе можно найти тут.
Вторую часть о театре, музыке, скульптуре и архитектуре можно найти тут.
***
Изобразительное искусство
Пути развития русского художественного искуства во многом походили на эволюцию русской литературы тех лет. Художники так же не могли остаться в стороне от процесса преобразования общественного сознания, поэтому так же пришли к жанру критического реализма.
Крупнейшим представителем этого течения был Василий Перов. Языком живописи он говорил о глубоких проблемах жизни простого народа и описывал эпизоды их, порой, трагичной судьбы.
Кисти Перова же принадлежат известнейшие портреты А. Островского и Ф. Достоевского.
Бунт четырнадцати
В 1863 году группа выпускников Императорской Академии художеств отказалась писать работы на сюжеты скандинавской мифологии. Вместо этого они предложили тему, связанную с проблемами современного общества. После того, как Академия запретила такой формат, молодые художники не стали участвовать в конкурсе на золотую медаль и покинули учебное заведение.
Отказники сначала организовали «Петербургскую артель хужожников», а затем — в 1870 году — создали «Товарищество передвижных художественных выставок», которое перемещалось со своими выставками по всей России: в Петербурге, Одессе, Казани, Орле и других городах. В разное время участниками товарищества были величайшие художники тех лет: Перов, Мясоедов, Ге, Репин, Суриков, Саврасов, Шишкин, Куинжи, Левитан, Васнецов, Ярошенко.
Общепризнанным идейным лидером передвижников был Иван Крамской, именно он был организатором «Бунта». Крамской был популярен своими портретами, ярко передававшими эмоции и психологическое состояние людей.
Репин
Пик реалистической живописи приходится на творчество Ильи Репина. Он написал и множество портретов своих современников, и (в духе Перова) отобразил главные проблемы пореформленной России — бедное положение крестьян и рабочих, революционные движения.
Пейзаж
Вторая половина XIX века — время высшей точки развития русского пейзажа. Через изображение природы художники передавали бурю мыслей и пытались уловить полёт человеской души.
Батальная живопись
Главным русским художником-баталистом был В. В. Верещагин. Он сам неоднократно участвовал в боевых действиях, поэтому знал о войне не понаслышке. Это позволило ему показать другую, непарадную сторону битв.
Историческая живопись
Лучше всего для ЕГЭ необходимо знать картины, посвящённые крупным историческим событиям. Самые популярные из них тоже были написаны во второй половине XIX века.
Важнейшим русским живописцем, работавшим в историческом жанре, был Василий Суриков. Его эпические полотна и камерные картины персонажей русской истории стали неотъемлемой частью искусства второй половины XIX века.