banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. Культура второй половины XIX века. Вторая часть
Раздел: Александр III

Культура второй половины XIX века. Вторая часть

СтатьяНе изучено

Первую часть о науке, образовании, путешественниках и литературе можно найти тут.

Театр

Во второй половине XIX века существенно преображается русское театральное искусство. Репертуар насыщается произведениями национальных авторов — А. Н. Островского, А. П. Чехова — увеличивается количество самих театров, в том числе частных.

Ростом популярности русский театр обязан Артистическому кружку 1865-1883 годов, созданному А.Н. Островским, Н. Г. Рубинштейном и В.Ф. Одоевским. Это была московская организация деятелей искусства, которая помогала начинающим актёрам, музыкантам и авторам пьес найти своё место и свою аудиторию. Важнейшм достижением кружка считается создание первого в России частного публичного театра.

А.Н. Островский с актёрами Малого театра в Москве. Фото XIX века
А. Н. Островский с актёрами Малого театра в Москве. Фото XIX века

Однвременно развивается и школа русской музыки. Её главным покровителем, как и театра, был Н. Г. Рубинштейн. Он, сам будучи прекрасным дирижёром, поспособствовал открытию Русского музыкального общества (1859 год), а также консерваторий в Петербурге (1863) и Москве (1866). Рубинштейн был близко знаком с Чайковским и Балакиревым, финансово поддерживал их в трудные времена и повлиял на их творчество.

М. А. Балакирев в 1862 году соберёт вокруг себя круг единомышленников, и этот творческий союз получит название «Могучая кучка» (ещё известный как «Балакирев кружок»). Членами кружка были М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Они развивали стремления Глинки в развитии самобытного национального стиля музыки.

Особенностью творчества «Могучей кучки» были использование фольклорных мотивов, народного и церковного хора. Поиск национальной эстетики заметен и в выборе тем, которые кружились вокруг славянской мифологии и истории России: «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина и «Снегурочка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

«Могучая кучка». Балакиревский кружок. А.В. Михайлов
«Могучая кучка». Балакиревский кружок. А. В. Михайлов

Крупнейшим русским композитором второй половины XIX века был, конечно, Пётр Чайковский. Его оперы («Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик») и симфонии являются образцовыми и признаны во всём мире.

Скульптура

Одним из важнейших памятников второй половины XIX века стал монумент, созданный к тысячелетнему юбилею призвания варягов на Русь. Он находится в Великом Новгороде, а открыли его даже без задержек — в 1862 году. Авторами проекта были Михаил Микешин и Иван Шредер.

Фото памятника в 1860-х
Фото памятника в 1860-х

Памятник изображает основные события истории России — призвание варягов, принятие Христианства, воцарение Романовых и пр. — и главных исторических персонажей — монархов, политиков, полководцев и просветителей. Важным моментом является то, что на памятнике отсутствует фигура Ивана Грозного, что связано с его карательным походом на Новгород 1570 года.

В 1880 году в Москве был установлен один из первых и, пожалуй, самых известных памятников Пушкину. Эта работа А. М. Опекушина до сих пор определяет облик города.

Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади. Москва
Памятник А. С. Пушкину на Пушкинской площади. Москва

М. М. Антокольский достиг определённых высот в создании камерных скульпутр. Он отказался от монументальности в пользу выразительности, убедительности образов и психологизма.

Скульптурный портрет Ивана Грозного
Скульптурный портрет Ивана Грозного
Скульптурный портрет «Умирающий Сократ»
Скульптурный портрет «Умирающий Сократ»

Архитектура

Во второй половине XIX века архитекторы начали отходить от классицизма, единство стиля постепенно сменилось эклектикой, а на первое место вышел приём стилизации — подражание стилям прошлых эпох в оформлении фасадов.

Эклектика — художественное направление в архитектуре, отличающееся сочетанием различных форм искусства прошлого в оформлении одного строения

При Александре II был популярен псевдовизантийский стиль, мастером которого был К. А. Тон. Он являлся автором проектов Храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлёвского дворца, железнодорожных вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга.

undefinedХрам Христа Спасителя в Москве

undefined
Большой Кремлёвский дворец

undefined
Ленинградский (ранее Петербургский) вокзал Москвы

undefined
Московский вокзал Санкт-Петербурга

К эпохе Александра III же относится псевдорусский стиль, в котором работали А. А. Парланд в Санкт-Петербурге и А. А. Семёнов и О. В. Шервуд в Москве.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. А.А. Парланд. Построен на месте убийства Александра II
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. А.А. Парланд. Построен на месте убийства Александра II
Здание Государственного Исторического Музея в Москве. А.А. Семёнов и О.В. Шервуд
Здание Государственного Исторического Музея в Москве. А. А. Семёнов и О. В. Шервуд

К концу XIX века на смену эклектике в России придёт модерн, который станет одним из символов «Серебряного века» русской культуры.