- Умный справочник
- История
- Культура второй половины XIX века. Вторая часть
Культура второй половины XIX века. Вторая часть
Первую часть о науке, образовании, путешественниках и литературе можно найти тут.
Театр
Во второй половине XIX века существенно преображается русское театральное искусство. Репертуар насыщается произведениями национальных авторов — А. Н. Островского, А. П. Чехова — увеличивается количество самих театров, в том числе частных.
Ростом популярности русский театр обязан Артистическому кружку 1865-1883 годов, созданному А.Н. Островским, Н. Г. Рубинштейном и В.Ф. Одоевским. Это была московская организация деятелей искусства, которая помогала начинающим актёрам, музыкантам и авторам пьес найти своё место и свою аудиторию. Важнейшм достижением кружка считается создание первого в России частного публичного театра.
Однвременно развивается и школа русской музыки. Её главным покровителем, как и театра, был Н. Г. Рубинштейн. Он, сам будучи прекрасным дирижёром, поспособствовал открытию Русского музыкального общества (1859 год), а также консерваторий в Петербурге (1863) и Москве (1866). Рубинштейн был близко знаком с Чайковским и Балакиревым, финансово поддерживал их в трудные времена и повлиял на их творчество.
М. А. Балакирев в 1862 году соберёт вокруг себя круг единомышленников, и этот творческий союз получит название «Могучая кучка» (ещё известный как «Балакирев кружок»). Членами кружка были М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Они развивали стремления Глинки в развитии самобытного национального стиля музыки.
Особенностью творчества «Могучей кучки» были использование фольклорных мотивов, народного и церковного хора. Поиск национальной эстетики заметен и в выборе тем, которые кружились вокруг славянской мифологии и истории России: «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина и «Снегурочка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
Крупнейшим русским композитором второй половины XIX века был, конечно, Пётр Чайковский. Его оперы («Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик») и симфонии являются образцовыми и признаны во всём мире.
Скульптура
Одним из важнейших памятников второй половины XIX века стал монумент, созданный к тысячелетнему юбилею призвания варягов на Русь. Он находится в Великом Новгороде, а открыли его даже без задержек — в 1862 году. Авторами проекта были Михаил Микешин и Иван Шредер.
Памятник изображает основные события истории России — призвание варягов, принятие Христианства, воцарение Романовых и пр. — и главных исторических персонажей — монархов, политиков, полководцев и просветителей. Важным моментом является то, что на памятнике отсутствует фигура Ивана Грозного, что связано с его карательным походом на Новгород 1570 года.
В 1880 году в Москве был установлен один из первых и, пожалуй, самых известных памятников Пушкину. Эта работа А. М. Опекушина до сих пор определяет облик города.
М. М. Антокольский достиг определённых высот в создании камерных скульпутр. Он отказался от монументальности в пользу выразительности, убедительности образов и психологизма.
Архитектура
Во второй половине XIX века архитекторы начали отходить от классицизма, единство стиля постепенно сменилось эклектикой, а на первое место вышел приём стилизации — подражание стилям прошлых эпох в оформлении фасадов.
Эклектика — художественное направление в архитектуре, отличающееся сочетанием различных форм искусства прошлого в оформлении одного строения
При Александре II был популярен псевдовизантийский стиль, мастером которого был К. А. Тон. Он являлся автором проектов Храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлёвского дворца, железнодорожных вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга.
Храм Христа Спасителя в Москве
Большой Кремлёвский дворец
Ленинградский (ранее Петербургский) вокзал Москвы
Московский вокзал Санкт-Петербурга
К эпохе Александра III же относится псевдорусский стиль, в котором работали А. А. Парланд в Санкт-Петербурге и А. А. Семёнов и О. В. Шервуд в Москве.
К концу XIX века на смену эклектике в России придёт модерн, который станет одним из символов «Серебряного века» русской культуры.